Сотрудничество

№34 от 22 августа 2013 года

Система безопасности в действии
Система безопасности в действии

Вопросы сотрудничества в области силовых ведомств в рамках Союзного государства решаются на очень высоком уровне. Министерства обороны, Комитет госбезопасности Беларуси и Федеральная служба безопасности России, пограничные службы, министерства внутренних дел, Федеральная миграционная служба — в работе и взаимодействии этих ведомств каких-либо существенных недостатков не существует, здесь четко прописан «регламент», цели и задачи. На сегодняшний день Беларусь и Россия обладают значительным потенциалом для расширения сотрудничества в военно-технической области, считает заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.


— Реалии жизни в свое время потребовали создания эффективной системы безопасности, основанной на политическом, экономическом и военном союзе Беларуси и России. Можно ли итоги нашего военно-технического сотрудничества в целом назвать успешными?
— Безусловно, за последние годы заложена прочная основа для реализации важнейших направлений обеспечения военной безопасности Союзного государства, таких как разработка Военной доктрины Союзного государства, совместной Программы вооружения государств на 2001—2005 годы и совместного оборонного заказа. Принято и реализуется соглашение Беларуси и России по созданию единой региональной системы ПВО. Развернуто военно-техническое сотрудничество между нашими странами.
Обеспечено высокоэффективное функционирование региональной группировки войск Беларуси и России, проводится инвентаризация объектов военной инфраструктуры, разработаны предложения по унификации законодательства наших стран в области обороны и социальной защиты военнослужащих.
В качестве ежегодного документа, в рамках которого осуществляется такое сотрудничество, разрабатывается и утверждается план совместных мероприятий функционирования региональной группировки войск. И надо отдать должное, все это приводит к постоянному эффективному взаимодействию между структурами Вооруженных сил России и Беларуси.
— Судя по всему, так же активно обеспечивается и обмен технологиями в части использования новых систем вооружения?
— Совершенно справедливо. Свидетельство тому — проведение крупномасштабных учений. Главная их цель — оценить способность органов управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил Беларуси и России выполнять задачи вооруженной защиты Союзного государства в составе региональной группировки войск. Первое такое учение было проведено шесть лет назад — «Щит Союза-2006». Затем были «Запад-2009», «Щит Союза-2011». В этом году осенью планируем провести «Запад-2013». В ходе таких учений задействуются более 10 тысяч военнослужащих с той и другой стороны.
—  Стреляют боевыми?
— Когда в ходе учений задействованы крупные подразделения, вполне очевидно, что больше стреляют холостыми, но всегда в наличии есть и мишени — движущиеся, стационарные, по которым ведется стрельба боевыми боеприпасами.
 — Алексей Александрович, программы Союзного государства — один из базовых элементов взаимодействия сторон. Насколько знаю, фактически на их реализацию используется порядка 90% средств союзного бюджета.
— Это так. В 2013 году планируется профинансировать 11 союзных программ на сумму почти три миллиарда российских рублей по актуальным направлениям союзного строительства. Недавно завершилась Программа Союзного государства «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации». Действия силовиков выполняются достаточно четко.
— Можно сказать, что и сотрудничество ФСБ –КГБ также достаточно плодотворное?
— Вне всяких сомнений. Осуществляется работа в рамках программ обучения персонала и с той, и с другой стороны, а также программ, касающихся создания образцов высокотехнологичного оборудования для спецслужб. Сейчас готовится программа «Дон», в ходе которой планируем разработать элементные базы для создания спецсредств, позволяющих оценивать ситуацию с использованием радиоэлектроники.


— Правда, что в новых образцах широко используются разработки белорусских ученых?
— Я бы не делил наработки белорусских и российских специалистов. Как правило, те задачи, которые решаются в рамках наших мероприятий, стыковые. Существует определенный объем работ, который мы вместе должны выполнить, а когда получаем конечный продукт, то достаточно сложно высчитывать процент участия каждой стороны, хотя очевидно, что без такой союзной кооперации вряд ли бы выстроили нормальную систему отношений. Всем известно, что в советские времена в Беларуси было сконцентрировано высокотехнологичное производство. Поэтому  кооперационное взаимодействие белорусских и российских предприятий очень важно.
Беда в том, что пока не сформирована совместная промышленная политика, которая позволила бы согласовывать усилия всех наших специалистов. В настоящее время такое согласование проходит на узкоотраслевом уровне. Нужно обеспечить взаимодействие как на уровне региональном, так и на уровне межгосударственном и повысить качество такого  взаимодействия, перевести его в практическую плоскость. Не секрет, что слова произносятся правильные, а как дело доходит до реализации — процесс тормозится. К сожалению, нет пока и единого политического движения, но это уже, как говорится, другая история.
Практически по каждому направлению деятельности, за исключением, может быть, структур МВД, постоянно проходят совместные коллегии. К примеру, совсем недавно проведена очередная коллегия погранслужб, где говорили о ходе реализации программы укрепления пограничной безопасности на 2012—2017 годы. Замечу, что предыдущая программа, завершившаяся в 2011 году, прошла достаточно успешно, и все поставленные задачи были выполнены.
На заседании коллегии Пограничного комитета Союзного государства в конце прошлого года было заявлено, что Беларусь и Россия готовы внести свой вклад в создание новейших технических средств для охраны общей границы, а это, прежде всего, такие технические новинки, как беспилотные аппараты.
— Аналитики отмечают, что определенная напряженность криминогенной обстановки в странах Союзного государства еще остается — в том числе и по причине несоответствия уровня интеграционных процессов правоохранительных систем процессам консолидации криминальной среды.
— Для ликвидации такого несоответствия четыре года назад Советом Министров Союзного государства была утверждена программа «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2008—2012 годы». Третья по счету, эта программа продемонстрировала, что взаимодействие органов внутренних дел Беларуси и России имеет активный характер как на уровне министерств внутренних дел, так и на уровне УВД приграничных областей, отдельных служб и подразделений. Как мне кажется, более ритмичное целевое использование этих денег не было бы лишним, но эффект налицо и при существующем положении дел. Например, сегодня внедрены новые технические средства, среди которых — системы обеспечения связи ACPO (Association of Chief Police Officers), что позволяет согласовать цифровые и аналоговые системы связи, которыми пользуются силовики двух стран. Создана транкинговая система связи между Смоленском и областями Беларуси, позволяющая обеспечивать оперативное взаимодействие.
В настоящий момент идет согласование новой программы по борьбе с преступностью на территориях государств СНГ на 2014—2016 годы. Однако МВД России почему-то медлит, и если в ближайшее время не удастся его подтолкнуть, то в будущем году вряд ли удастся начать ее финансирование.
— Хотелось бы затронуть и такую актуальную в силу нашего географического положения тему, как миграция. Можно ли говорить о том, что в рамках Союзного государства осуществляется согласованная миграционная политика?
— Совмином Союзного государства уже утверждены основные направления миграционной политики, которые содержат базисный документ с целями, принципами и задачами, а также с соответствующими поручениями тем органам, которые их реализуют.
В свете отсутствия общей охраняемой государственной границы усилия только одного государства по одному или другому направлению в любом случае не будут иметь соответствующей эффективности. Иностранец может из-за отсутствия совместной политики въехать на территорию, к примеру, Беларуси и впоследствии беспрепятственно через открытую границу попасть на территорию России. Необходимо скоординировать нормативно-правовую базу и, возможно, создать и запустить систему технических средств для выявления таких недобросовестных путешественников.
— Как видно,  работы по строительству нашего общего дома хватает?
— В соответствии с поручениями президентов, которые были даны на заседании Высшего Государственного Совета в начале года, наша задача — сформировать основные направления интеграционного взаимодействия, обеспечить серьезное взаимодействие между министерствами, уменьшить бюрократическую составляющую и повышать оперативную. Необходимо сконцентрироваться на создании высокотехнологичного продукта, который использовался бы в общих интересах. Более тесная и высокотехнологичная кооперация российских и белорусских оборонных предприятий не только позволяет надежно обеспечивать безопасность Беларуси и России, усиливать оборонный потенциал нашего Союзного государства, но и разрабатывать совершенно новые, самые современные технологии, обеспечивая тем самым как государственный, так и научно-технологический суверенитет наших стран.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Сорок лет назад доля Китая в мировой экономике была 1%, сейчас – 15%. Валовой внутренний продукт на душу населения вырос с 2 тыс. до 9 тыс. долларов.

Шведский арден – тяжелоупряжная порода. При средней высоте в холке 156–160 см и обхвате пясти 23–26 см они схожи с бельгийскими тяжеловозами. Отличаются более сухой конституцией, обладают живым темпераментом, добрым нравом и чаще всего рыжей мастью.

Мы даже при разговоре с собеседником можем стесняться, не смотреть в глаза – не соблюдать зрительный контакт, а белорусы, наоборот, в этом случае более прямолинейны.

Общая готовность инфраструктуры стартовой зоны парка площадью 3,5 км2 составляет 100%, продолжаются строительно-монтажные работы по расширению инженерно-транспортной инфраструктуры на всю территорию первой очереди площадью 8,5 км2.