Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Давайте обсудим
>>>



Экономика

№33 от 15 августа 2013 года

Завтра начинается сегодня
Завтра начинается сегодня
На минувшей неделе правительство подвело итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие текущего года. Итоги, прямо скажем, не блестящие. Неслучайно премьер-министр Михаил Мясникович раскритиковал госорганы за неэффективную работу по выполнению важнейших прогнозных параметров.
Так, Министерство промышленности подверглось критике за падение экспорта и объемов производства наряду с ростом дебиторской и кредиторской задолженности подведомственных предприятий. Недостаточно эффективно решаются и проблемы разгрузки складских запасов. Не выполняются задания по привлечению прямых иностранных инвестиций. Была отмечена и неудовлетворительная работа концерна «Белнефтехим» в части привлечения инвестиций, вопросов развития отдельных организаций и отрасли в целом. В частности, по словам премьера, «развитие химии и нефтехимии, малотоннажного химического производства, лакокрасочной промышленности концерном провалено». А ведь в текущей пятилетке нефтехимическая отрасль должна перейти от нефтяного в химический и нефтехимический технологический цикл — то есть производить и продавать не полусырье, а продукцию широкого потребительского ассортимента с высокой добавленной стоимостью и глубиной переработки. Именно в этом заключается смысл новой промышленной политики для концерна. Да и не только для него. «Задачу по переходу к новой промышленной политике должны решать все министерства, концерны, обл-исполкомы и Мингорисполком применительно каждый к своему виду деятельности, — справедливо подчеркнул руководитель правительства. — Нам нужны новые товары и услуги. При защите планов на 2014 год на это будет обращено особое внимание».
Понятно, что в решении этой задачи особое значение имеет проведение комплексной модернизации белорусской экономики. Работа в данном направлении, конечно, ведется. Так, за первое полугодие были разработаны и реализуются программы модернизации на 3680 предприятиях с государственной долей собственности и около 1 тыс. частных. Этот процесс охватывает также развитие малых и средних предприятий. Кроме того, решаются вопросы с созданием новых крупных производств на базе иностранного и белорусского капитала.
В то же время, как вынужден с сожалением констатировать вице-премьер Петр Прокопович, который курирует вопросы модернизации, показатели за первое полугодие далеки от запланированных в целом на год. В частности, выручка на одного занятого в экономике за этот период выросла на 11,5% по отношению к показателю прошлого года, в то время как по итогам года она должна составить не менее 25%. Причем среди производств, не выполняющих этот важнейший параметр, опять-таки предприятия Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». А ведь именно они составляют становой хребет белорусской экономики…
Впрочем, более эффективной работы правительство ожидает и от агропромышленного комплекса, в который за 2,5 года текущей пятилетки уже вложено 5 млрд долларов инвестиций. Однако должной отдачи как по валовым, так и по показателям эффективности отрасли нет.
И это только часть проблем, требующих срочного решения. Причем самое сильное отставание, по мнению правительства, имеет место в проведении организационно-экономической модернизации. «Никакое самое совершенное оборудование, технологии не будут эффективно работать, если не выстроена система управления, система мотивации работников, соблюдения жесточайшей дисциплины и технологий. Если мы этого не сделаем, то не сможем эффективно использовать те ресурсы, которые вложим в техническую модернизацию», — с полным на то основанием заявляет Петр Прокопович. При этом он резонно считает, что задача состоит в том, чтобы создать систему экономического управления, которая обеспечит конкурентоспособность белорусской продукции, ее соответствие лучшим мировым образцам.
     В данной связи правительство требует ускорить работу по централизации управления холдингами, включая финансовые и материальные потоки. Ибо, по справедливому замечанию Михаила Мясниковича, «механическое объединение предприятий, которое есть сегодня, не даст эффекта без глубокой экономической интеграции и модернизации систем управления». С этой целью на предприятиях должны быть внедрены современные системы учета и управления затратами и запасами, усилены службы маркетинга.
Что касается проведения модернизации, то первоочередными должны быть проекты с максимальной добавленной стоимостью. «Тогда надлежащей будет и выручка на одного среднесписочного работника», — подчеркнул премьер.
Не менее важной является организация эффективной работы отраслей в области инновационного развития. В текущем году бюджет инновационных фондов страны составляет 2,5 трлн рублей. Однако на практике эти средства в регионах зачастую расходуются не по прямому назначению. «Было бы не лишним проверить правильность расходования этих средств и проверить проекты на соответствие инновационности», — заявил в данной связи руководитель правительства.
В общем, работы до конца года, как говорится, более чем достаточно. Делать ее нужно максимально оперативно, чтобы обеспечить достижение запланированных параметров на год текущий и тем самым создать надежный задел для выполнения планов, намеченных на пятилетку в целом. Ибо в экономике, как известно, завтра всегда начинается сегодня..


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.