Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Давайте обсудим
>>>
Тема номера
>>>



Искусство

№32 от 08 августа 2013 года

Рожден в России, душою в Беларуси!
Рожден в России, душою в Беларуси!

Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844—1930 гг.) прославился на весь мир как непревзойденный создатель прекраснейших полотен, восхищающих правдивостью жизни, силой эмоционального воздействия и совершенством живописи.
Портреты кисти мастера сделали бессмертными его современников, с их неповторимыми образами и характерами, разными судьбами. С глубоким сочувствием изображал он деревенских тружеников, с почти документальной достоверностью писал исторические картины, воспевал в пейзажах очарование окружающей природы и притягательность простого человеческого существования, самозабвенно трудился над иконами… Созданные в технике масла, акварели, рисунка репинские шедевры поражают своей многожанровостью, содержательностью и глубиной решения выбранных для творчества тем, богатой гаммой красок и их гармоничностью.


И.Е.Репин был академиком Императорской академии художеств, профессором-руководителем мастерской и ректором Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской.
Первая встреча Репина с белорусским краем произошла заочно — после знакомства с серией белорусских рисунков известного скульптора, белоруса по происхождению Михаила Микешина.
В музее-квартире Исаака Бродского в г.Санкт-Петербурге хранится работа Ильи Репина «Птица Сирин». Немногие знают, что выполнена она на дверной филенке и это единственная сохранившаяся частица дома художника из усадьбы «Здравнёво»…
Усадьба располагалась в 16 верстах от Витебска и была приобретена Репиным в мае 1892 года у одинокой женщины Софьи Яцкевич, семья которой владела имением с 1836 года.
Происхождение топонима «Здравнёво» объясняется слиянием в белорусском языке приставки «з» с названием деревни «Драунёва», что вытекало из ответа на вопрос: «Откуда?» — «З Драунёва». Впрочем, усадьба, известная по архивным документам с 1785 года, имела много названий: «Дворнево», «Дроваева», «Малое Койтово», «Софиевка». Репин вернул название «Здравнёво» как более популярное и старое».
Илья Ефимович давно мечтал о возможности покидать на летнее время Петербург с его суетой и «суррогатами еды и питья» и жить в деревне — «среди природы». После того, как император Александр III приобрел за 35 тысяч рублей картину «Запорожцы», художник получил финансовую возможность осуществить свою мечту и купил имение, занимавшее 108 десятин земли.


«Ласкающие разнообразные» виды, «прекрасная, но злая и быстрая Двина» вызвали у него нескрываемый восторг. Действительно, место, выбранное Репиным, было не совсем обычным природным объектом. Неподалеку от усадьбы выходят на поверхность пласты доломитов, что привело к появлению порогов на Западной Двине. Под действием воды на порогах образовались выбоины, рытвины, уступы, ударяясь о которые, вода бурлила, пенилась так, что, по словам современников, «все это представляло в миниатюре верное подобие водопада и его действий».
Это был его мир, приносивший радости и огорчения, но всегда укрывавший от городской суеты и позволявший прикоснуться к живительным силам земли. Именно здесь талант Репина обрел новое дыхание. Здесь художник создал ряд картин: «Осенний букет» (1892 г.), «На Западной Двине. Восход Солнца» (1892 г.), «Лунная ночь» (1896 г.), «Дуэль» (1896 г.), «На солнце» (1900 г.) и другие.

«Лунная ночь». 1896 г.

Очарованный местом, художник, тем не менее, не мог не заметить, что усадьба была не благоустроена. В мае-июне 1892 года Репин сообщал в письмах: «Лес страшно запущен, завален хламом и разворован; шальная Двина с остервенением обрывала ее прекрасные черноземные берега; фруктовый сад пуст; крыши дома сгнили». Илья Ефимович отдал много сил для того, чтобы привести имение в порядок. Творческий замысел живописца строился на синтезе утилитарного и эстетического. С гребня речной террасы открывалась великолепная перспектива на поросший лесом противоположный берег, поля и отдаленные селения. Несколько нарушала гармонию череда хозяйственных построек. В центре усадьбы находился хозяйственный двор с амбаром, домом управляющего, домом для рабочих и флигелем. Развивавшуюся по берегу вниз по течению Двины застройку завершали хлевы, сараи, скотный двор и молотильный ток. Чтобы скрасить эту пеструю картину, Репин обсаживает выезд елями. Вокруг сада высаживаются полосы из ельника, березы, орешника. Углубленная и обсаженная ивами ложбина заиленной старицы превращается в пруд. В саду разбивается липовая аллея, устраивается площадка для игры в крокет. Появляются и другие достопримечательности. Дерновая скамья в виде разорванной окружности получила благодаря своей форме название «Везувий». Напротив окон мастерской устраивается дерновая горка для позирования — «Монблан».
Не желая уступать напору Двины, Репин осуществляет строительство поистине «циклопического» сооружения — берег от выхода доломита высшей отметки весенних паводков был выложен камнем на протяжении 300 метров. По воспоминаниям местных крестьян, строительство кладки «было настоящей сенсацией, многие приходили посмотреть на это сооружение».

«Осенний букет». (Портрет Веры Ильиничны Репиной,
дочери художника). 1892 г.

Доминантой усадьбы стал господский дом с надстроенной по эскизам художника центральной частью с декорированными террасами, балконами и двухэтажной башней со смотровой площадкой вокруг верхнего этажа.
Часто Репина можно было увидеть в окрестностях усадьбы и в соседних деревнях. Результатом этих прогулок стали картины «Барышня в деревне» (1898 г.), «Барышни на прогулке среди стада коров» (1896 г.), множество этюдов, рисунков. На картине «В избе» (1895 г.) мы видим небогатое убранство дома белорусского крестьянина.

 

«Белорус». 1892 г.

Наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шавро — «Белорус» (1892 г.), который находится в Русском музее в г.Санкт-Петербурге. Много лет спустя Репин писал о своей модели: «За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро, он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был зажиточный, порядочный… Со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге». Созданный Репиным на полотне образ покоряет своей силой, статью, открытым взглядом и улыбкой. Неслучайно эту работу относят к лучшим крестьянским портретам в русской живописи.
К сожалению, не так долго наслаждался Репин плодами своего труда. Последний раз он посетил «Здравнёво» в 1904 году. Идиллия продолжалась недолго. После Февральской революции помещичьи усадьбы в округе были разграблены. Но, сохраняя добрую память о Репине, «Здравнёво» крестьяне не тронули. В июле 1918 года, спасаясь от голода, из Петербурга в имение переехала младшая дочь Репина Татьяна со своей дочерью Татьяной Николаевной. По просьбе крестьян в двух комнатах репинского дома разместилась школа. Татьяна Ильинична с дочерью стали в ней учителями. Заведующим школой был назначен Иван Дьяконов, бывший семинарист, сын священника Слободской церкви, с которым Репины с давних пор поддерживали дружеские отношения. В январе 1921 года состоялась свадьба внучки Репина и Ивана.
Судьба дочери и ее семьи вызывала глубокую обеспокоенность у Ильи Ефимовича, который, проживая в «Пенатах», после 1918 года оказался на территории Финляндии. В 1925 году над близкими художника в «Здравнёво» нависла угроза раскулачивания и выселения. Обращения Репина к советским властям помогли решению земельного вопроса и на некоторое время уберегли усадьбу и ее обитателей.
Однако в конце 1929 года новая волна репрессий вынудила родственников художника добиваться разрешения на выезд из СССР, что удалось осуществить в августе 1930 года. Перед отъездом обветшавший «здравнёвский» дом был продан на дрова.
«Здравнёво» долгие годы оставалось в запустении. Только создание в 1988 году музея позволило сохранить этот чудесный уголок. Восстановление было закончено в 2000 году.

Рассказывает директор Витебского областного краеведческого музея Глеб Савицкий:
— В настоящее время Витебский областной краеведческий музей представляет собой объединение музеев: краеведческий (Ратуша) и художественный музеи, музей частных коллекций, музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнёво» и Музей памяти патриотов Витебщины.
За последнее время к нам в музей стало приезжать очень много экскурсионных групп именно из России. Люди специально едут в Витебск и, кроме мест, связанных с именем Марка Шагала, их еще интересует музей-усадьба Ильи Репина. За последние семь месяцев к нам приехало около 5 тысяч россиян. Это с учетом того, что у нас прошел ряд фестивалей — «Факел», «Славянский базар». Можно говорить о том, что 70% посетителей усадьбы — из Российской Федерации. После того, как не так давно Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой нам были переданы в дар высокоточные копии картин Ильи Репина, люди едут к нам, чтобы составить свое личное впечатление об этих картинах. Эти работы у нас не так давно, но интерес к ним огромный, тем более что совсем не часто в усадьбе обновляется экспозиция. И есть надежда, что информация о наличии этих прекрасных копий будет распространяться и люди будут все больше приезжать.
Репин — это знаковая фигура, которая объединяет три братских народа. Он родился в Украине, работал в России, в Беларуси имел дачу и жил в летний период времени. Он объединяет нас и способствует культурному взаимообогащению наших народов, а творчество его понятно нам всем. Его имя на слуху у каждого из нас со школьной скамьи. Мы поддерживаем отношения и с «Пенатами», и с музеем в Чугуеве (Украина) — ведем переписку, общаемся, собираемся вместе на конференциях. 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В 1976 году всесоюзная премьера песни «Вологда» в исполнении ВИА «Песняры» вмиг привлекла всеобщее внимание к этому городу.

Недавно в руки попала небольшая, но очень интересная книга – «Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы», изданная при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства в конце 2017 года.

Человека всегда привлекал волшебный мир искусства.

В собраниях художественных музеев, в экспозициях запасников хранится огромное количество неатрибутированных портретов, на которых запечатлены лица тех, кто играл важную роль в истории.