Культура

№32 от 08 августа 2013 года

Культура — это душа нации
Культура — это душа нации
 Специальные дипломы номинантов авторам произведений, выдвинутым на соискание премии Союзного государства за 2013—2014 годы в области литературы и искусства вручил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Церемония вручения прошла во время пресс-конференции в президентском зале Агентства «РИА-Новости» в Москве.

«Эта премия — еще один важный элемент, который сближает Россию и Беларусь… Сейчас Экспертный совет стоит перед сложным выбором: среди 11 номинантов надо отобрать троих. Все очень достойные, и я хочу им пожелать успеха», — сказал на пресс-конференции Григорий Рапота.
В пресс-конференции приняли участие члены Экспертного совета по премиям Союзного государства: заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства Иван Бамбиза, народный артист Российской Федерации Евгений Стеблов, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Софья Апфельбаум.
— Я с ужасом жду заседания Экспертного совета в сентябре, — признался член Экспертного совета Евгений Стеблов. — Из одиннадцати выбрать троих сложно. Как можно сравнивать, скажем, художника и музыканта? Все номинанты достойны премии. Сам факт номинации на эту премию является очень большим достижением.
Напомним, с 2002 года премии присуждаются один раз в два года. Основной критерий отбора соискателей — значимость вклада художественных произведений в укрепление отношений братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией. В этом году работы, выдвинутые на соискание премий Союзного государства, отличает разнообразие жанров: здесь и живопись, и музыка, и литература, концертные программы, скульптурные произведения, также дизайн костюмов, искусствоведение, телесериал, радиоспектакль, мюзикл.
Нам удалось побеседовать с некоторыми номинантами от Российской Федерации. Разговор шел об их произведениях и о том, что их связывает с Беларусью.

Заслуженный художник России Виктор Зубрицкий, автор-создатель экспозиции павловопосадских шалей и моделей костюма «Букет для славянки», возглавляет творческий коллектив из России и Беларуси:

— В коллекцию шалей вошли авторские работы ведущих художников Павловопосадской платочной мануфактуры (г. Павловский Посад, Россия). Я как руководитель этого проекта разработал композиции для сувенирных платков, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 года, восстановил рисунки старинных шалей XIX века. Интересно, что все павловопосадские шали — с яркими цветочными узорами, красивым геометрическим и растительным орнаментом — имеют поэтические названия: «Русь», «Журавушка», «Ивушка», «Старинный замок», «Малиновка», «Букет для славянки», «Аромат лета», «Песня ветра», «Весенний ручеек». Работая над коллекцией моделей в ретростиле, белорусский мастер-модельер из Витебска Нина Бобрович реконструировала костюм народного творчества, бытовавший на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье на рубеже XIX—ХХ веков. Это сарафаны, сорочки, юбки, пояса, фартуки и платки. В их основе — традиционная техника лоскутного шитья.

Писатель, сценарист Борис Костин (автор книг «Скобелев», «Мосты памяти», «Маргелов», «Генерал армии Василий Маргелов», «Генерал Георгий Шпак», «Симеон Полоцкий» и других):

— Я за премиями не гонюсь, у меня достаточно различных наград, в том числе и литературных. 15 лет я провел в Беларуси, служил здесь. Кроме того, я участник боевых действий, так что пенсия у меня неплохая. И сегодня мое сближение с Беларусью происходит каждый месяц, ведь у меня в Минске живут две прекрасные внучки — это дочери двоих моих сыновей, у которых жены — белоруски. У меня есть друзья в Полоцке и Новополоцке. Это и есть мой самый большой вклад в дружбу между нашими народами... Думал попасть на «Славянский базар в Витебске», но ко мне приехали ребята-десантники из Краснодара, пришлось им Питер показывать. Еще будучи офицером воздушно-десантных войск,  начал писать, делал это в основном в отпуске. Видел, сколько прорех в нашей общеславянской истории. И поэтому пришлось отстаивать историческую правду таким образом — посредством создания книг и сценариев кинофильмов. Написать книгу сегодня — это подвиг. Поставить спектакль и снять кинофильм — это подвиг вдвойне. Пытаюсь заниматься этим, насколько хватает сил.

На вопрос журналиста газеты «7 дней» ответила также историк архитектуры, искусствовед Инесса Слюнькова. Интересно, что впервые за всю историю существования конкурса на премию Союзного государства в области литературы и искусства в этом году была представлена архитектура.

— На соискание премии Союзного государства было выдвинуто три мои книги по истории архитектуры Беларуси. Книга «Архитектура городов Верхнего Приднепровья ХVII — середины ХIХ века» была издана в Минске в 1992 году. Две другие книги — это «Монастыри восточной и западной традиций: наследие архитектуры» и «Храмы и монастыри Беларуси ХIХ века в составе Российской империи: пересоздание наследия». Одна из основных проблем, которые исследуются в моих работах,— взаимосвязь и влияние культуры Беларуси и России на протяжении многих веков, начиная с ХI века. Они открывают новые стороны совместной жизни наших народов, — пояснила автор.

Композитор Сергей Терханов (хоровая фантазия «Рождество»):

— При слове «Беларусь» я начинаю  волноваться. Из всех 15 республик, которые когда-то были вместе, каким-то непостижимым образом судьба связала меня именно с Беларусью. Эта страна забрала все мое сердце еще когда я был мальчишкой-третьеклассником. Я тогда учился в Горьковской хоровой капелле мальчиков. Таких капелл было всего три в Советском Союзе — в Ленинграде, в Москве и в Гомеле. И вот мы приехали летом в лагерь «Артек». С нами вместе отдыхала хоровая капелла девочек из Минска, они были старше нас лет на 5—7. Я стал переписываться с девочкой Ольгой Грушевской. Впоследствии она пошла учиться на музыковеда, а я, подражая ей, тоже поступил в консерваторию и стал музыковедом, а потом и композитором. В общем, это она меня вдохновила. А совсем недавно, года полтора-два назад, к нам в Мордовию приезжали музыканты дирижера Владимира Александровича из Беларуси, и нас познакомили. Потом я побывал у него в гостях и, пройдясь по улицам города, написал произведение, которое назвал «Колыбельная для Молодечно». Я сыграл музыку, и Александровичу она так понравилось, что он тут же через 2,5 часа ее исполнил. А судьба «Рождества»? В Австрии я познакомился с Аллой Игумновой — руководителем Брестской хоровой капеллы мальчиков. И впервые это произведение исполнили в храме Брестской крепости, в честь памяти павших воинов. Такие совпадения ведь редко бывают!

Получая диплом номинанта премии за роль Сервантеса — Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи», народный артист СССР актер Владимир Зельдин обратился ко всем присутствующим:

— Я считаю, что культура имеет первостепенное значение, потому что культура может победить все негативные явления нашей жизни: коррупцию, преступность и так далее. Потому что, как сказал академик Лихачев, «культура – это душа нации!». Я рад наблюдать всю эту процедуру награждения. Я уже много раз был номинантом различных премий и меня часто «прокатывали»… Ну что тут поделаешь? К этому отношусь вполне спокойно. Продолжаю служить театру, Отечеству, люблю свою профессию. Поэтому скажу вам словами своего любимого героя из пьесы «Человек из Ламанчи»: «Мечтать! Пусть одна есть мечта! Бороться, когда побежден! Искать непосильные задачи и жить до скончания времен!».
С подробной информацией о каждом номинанте можно ознакомиться на портале Союзного государства souyz.by, на сайте Постоянного Комитета postkomsg.com и на официальном сайте Премии Союзного государства: www.sobratstvo.ru. В сентябре 2013 года в Москве состоится заседание Экспертного совета, на котором будут определены художественные произведения, рекомендованные к присуждению премии. Предложения Экспертного совета будут рассмотрены Советом Министров Союзного государства и Высшим Государственным Советом Союзного государства.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики