Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Перспективы

№31 от 01 августа 2013 года

Нарочанский рай
Нарочанский рай

Для успешного старта любого нового дела важно оказаться в нужном месте в нужное время. Причем эта простая истина касается в равной степени и отдыха, и бизнеса.

В ходе пресс-тура, который был организован Минским облисполкомом, руководители и журналисты республиканских, зарубежных и региональных СМИ убедились, что Нарочанский край имеет реальные шансы стать туристическим, оздоровительным и культурно-развлекательным центром Беларуси. Потенциал для этого огромный. Таким образом, в отношении точки приложения усилий сомнений нет — нарочанская территория, богатая уникальными природными факторами, подходит как нельзя лучше. Да и время благоприятное — руководство Минской области и Мядельского района заверяет в своей полной готовности всячески способствовать инициативе большого и малого бизнеса, который намерен внести вклад в развитие края. Цель — поднять Нарочанский регион до уровня известных зарубежных курортов. Для этого нужно объединение усилий государства и бизнеса, симбиоз творческих и коммерческих идей, нужны уже зарекомендовавшие себя на практике и новые нестандартные подходы. 


Развитие Нарочанского края включено в число государственных приоритетов. С 2011 года на эти цели направлено более Br1 трлн инвестиций, от вложения которых уже есть ощутимая отдача. Так, в 2012 году в 2,3 раза больше, чем в 2011-м было оказано санаторно-оздоровительных услуг, более чем в 2 раза — туристко-экскурсионных и услуг культуры. Экспорт услуг вырос на 52% до $13,4 млн (при прогнозе $9,5 млн). В санаторно-курортных и оздоровительных организациях отдохнули и укрепили здоровье 75,5 тыс. человек. Выручка от размещения в гостиничных объектах увеличилась почти вдвое до Br10,5 млрд. Таков эффект реализации мероприятий Государственной программы развития Нарочанского региона на 2011—2015 годы. 
Планомерно идет работа над созданием инфраструктуры для агроэкологического, культурно-познавательного, водного, спортивного, оздоровительного и других видов туризма. На туристической карте Нарочанского края появились очень привлекательные объекты, удивляющие своим колоритом даже бывалых путешественников.


Думаю, каждому человеку приходилось в своей жизни сталкиваться с оборотной стороной сервиса — холодной невкусной едой, сомнительной чистотой номеров, неприкрытым равнодушием, а то и хамством персонала. Бывает и так, что вроде бы все выглядит пристойно — и чистота, и дежурная вежливость, и удобная мебель, и телевизор с 50-ю программами, но нет изюминки, не цепляет. А вот в те кафе и агроусадьбы, которые посетили участники пресс-тура, хочется вернуться еще не раз, порекомендовать их своим друзьям и знакомым. Вот что значит вложить душу в любимое дело — и хозяевам прибыль, и гостям в радость.
В регионе разработаны интересные маршруты культурно-познавательных экскурсий, специализированные научно-познавательные туры, начато обустройство сафари-парка, создан единственный в стране дендрологический сад. Завершено строительство туристической деревни в районе населенного пункта Абрамы, дома охотника и рыболова в Наносах. Продолжается строительство базы туризма и отдыха на озере Великие Швакшты, этнокультурного туристического агрокомплекса в деревне Наносы. Началось строительство корчмы «Нарочанская уха»...
Конечно, таких объектов пока недостаточно, но процесс идет динамично, и это обнадеживает. Однако, по мнению губернатора Минской области Бориса Батуры, недостает предпринимательской активности именно малого формата. Когда есть желающие взяться за большой проект и осуществить его — замечательно, но большое дело, естественно, требует вложения значительных финансовых средств и немало времени на реализацию. Да и не каждому оно по плечу. Мобильный точечный бизнес в сфере услуг — фактически сезонного характера — имеет в этом плане очевидные плюсы. Но... пока провисает. И дело тут не в каких-то препонах, а в элементарной человеческой аморфности.

На мой взгляд, не учитывается при формировании инфраструктуры туризма и отдыха возрастная структура потенциальных потребителей. Между тем ориентация на потребности молодежи или людей преклонного возраста могла бы стать дополнительной фишкой края. Согласитесь, что интересы, возможности и желания представителей разных поколений разные, как и разный темп их жизни. Моделирование структуры услуг с учетом этих критериев придало бы дополнительный шарм, стало бы еще одной точкой притяжения.
Что касается производственной сферы, то акцент должен быть сделан на выпуске экологически чистой продукции. Это крайне актуально и перспективно для региона, по статусу своему относящегося к охранной зоне, где запрещено применение удобрений, гербицидов и пестицидов. Производимая в регионе продукция фактически и есть экологически чистая, но, увы, без опознавательной «эмблемы». К сожалению, в Беларуси пока нет соответствующего стандарта — его разработка еще не завершена. А значит, производителям нужно заблаговременно готовиться к тому моменту, когда она финиширует, чтобы экологически чистая продукция стала еще одним брендом Нарочанского края.


Пока же рейтинг нарочанских богатств по праву возглавляет санаторно-курортная отрасль. Здесь отличные условия проживания, современное медицинское оборудование, широкий спектр дополнительных услуг, квалифицированный персонал плюс великолепные природные ландшафты. Чтобы по максимуму использовать резервы лечебной базы, на территории санаториев строятся домики гостиничного типа с подключением их к существующей инфраструктуре. Это отвечает современным потребностям людей — они уже не хотят ютиться в номерах по 2—3—4 человека (исключая семейный отдых), настроены на большую комфортность проживания. И эти интересы нужно учитывать, идти им навстречу.
Без сомнения, нарочанские здравницы пользуются большой популярностью у отдыхающих, в том числе из-за рубежа. Преимущественно это россияне, для них отдых и оздоровление на Нарочи становятся уже традицией. А вот для привлечения жителей дальнего зарубежья пока сделано недостаточно. Привычные европейцам СПА-технологии уже стали внедряться в здравницах (для иностранцев отдых неотделим от СПА, а санаторные лечебные процедуры — в новинку), но уровень сервиса, комфортности, а главное — досуга еще оставляет желать лучшего. Да и умения грамотно пиарить свои услуги, в том числе в интернете, откровенно не хватает. Без создания интригующего и многообещающего имиджа наивно в наш интерактивный век рассчитывать на приток посетителей.
По мнению Бориса Батуры, препятствует развитию сферы туризма дефицит квалифицированных кадров. Это следствие отсутствия системы серьезной подготовки и переподготовки, соответствующей мировым стандартам. В прошлом году в Минской области только 16 экскурсоводов и всего 1 гид-переводчик прошли профессиональную аттестацию. «И хотя по данному показателю Минскую область опережают только Минск и Брестчина, этого абсолютно недостаточно, — сказал губернатор. — Решать проблему надо безотлагательно, необходимо отправлять кадры на обучение, в том числе за границу».

Препятствуют развитию отрасли и серьезные недоработки в информационном обеспечении сферы туризма, и невысокий уровень обслуживания туристов, и слабая инфраструктура объектов придорожного сервиса.
Что очень важно, туризм становится своеобразным катализатором развития таких секторов экономики, как гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничная торговля. Тем более обидно, что, несмотря на благоприятные предпосылки организации туристской индустрии, Беларусь в целом и Нарочанский край в частности уступает практически всем европейским странам по всем показателям развития туристского сектора. Пока уступает...

Елена ПРУС



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Обратиться к карьерному консультанту – значит инвестировать в себя, уверен партнер консалтинговой компании «Административный ресурс» Алексей Немкович. Вместе с ним анализируем ошибки, которые чаще всего совершают белорусы при продвижении вверх по служебной лестнице.


Деревню Яглевичи можно принять за спальный район Ивацевичей: они разделены лишь трассой М1. Однако на самом деле Яглевичи – самостоятельный и самобытный населенный пункт с невероятно инициативными жителями, которые, если надо,
и храм возведут, и детскую площадку за пару месяцев построят. И все это при имеющейся под боком развитой инфраструктуре Ивацевичей. Мы побывали в деревне и узнали, откуда ее жители черпают энтузиазм, чтобы делать мир вокруг себя лучше.

 


Численность поголовья овец Беларуси на 1 января 2020-го составила 87,4 тыс. голов. Комплексом мер предусматривается увеличение к 2025-му до 169 тыс. голов

У речного транспорта Беларуси всегда были хорошие перспективы. Не хватало серьезной законодательной и инвестиционной поддержки и, условно говоря, побольше удачи: попутного ветра и семи футов под килем.