На слуху

№23 от 06 июня 2013 года

О больших надеждах и высоких мечтаниях
О больших надеждах и высоких мечтаниях

В Беларуси на широкие экраны вышел долгожданный художественный фильм «Гагарин. Первый в космосе». Историческая драма повествует о детстве и юности великого космонавта, его подготовке к легендарному 108-минутному полету, перевернувшему раз и навсегда историю человечества. Главную роль в картине сыграл российский актер театра и кино Ярослав Жалнин. Роль супруги Юрия Гагарина Валентины исполнила белорусская актриса Ольга Иванова.

Режиссером фильма-биографии выступил известный в российских кинокругах художник-постановщик Павел Пархоменко, работавший над такими картинами, как «Жмурки», «Отец», «Груз 200», сериалами «Брежнев» и «Дневник убийцы». Насколько сложным оказался съемочный процесс? Присутствует ли в картине художественный вымысел? Как оценила фильм семья Юрия Гагарина? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом БЕЛТА ответила исполнительница главной женской роли Ольга Иванова.
— Ольга, расскажите, как случилось, что вам предложили роль в таком знаковом фильме? Да и не эпизодическую, а возлюбленной первого в мире космонавта?
— Еще несколько лет назад в России собирались снимать телевизионный сериал о жизни Юрия Гагарина. Я, кстати говоря, участвовала в пробах. Тогда же меня впервые сравнили с женой великого космонавта — у нас обеих карие глаза и темные волосы.
На кастинг фильма «Гагарин. Первый в космосе» позвали два года назад. Сначала прошла собеседование, после чего пригласили на пробы. Кстати, их проводили без грима — это было обязательным условием режиссера, который хотел видеть актеров такими, какие они есть на самом деле. Да и партнером тогда был не Ярослав Жалнин. Через некоторое время мой агент сообщил, что круг претенденток сузился до пяти человек. Даже не знаю, кто вместе со мной пробовался на эту роль,  мы с другими актрисами не пересекались. В принципе, это логично, потому что видеть конкуренток перед пробами нелегко.
На последнем этапе кастинга нас осталось двое. И в итоге меня позвали на пробу грима, где и познакомили с утвержденным на главную роль Ярославом.

— Как долго длились съемки?
— Съемки длились больше чем полгода и завершились в июне 2012-го. Озвучка проходила в январе 2013 года.
— Что для вас было самым сложным в съемочном процессе?
— Возможно, если бы этот вопрос прозвучал после окончания какого-то съемочного дня, я смогла бы на него ответить. Но сейчас, по прошествии времени, не могу сказать, что работа далась тяжело. Помню, как год назад в конце мая снимали смешную сцену. По сценарию действие происходило зимой. Мы изображали холодное время года, были соответствующе одеты. Конечно, в основном снимали крупные планы, избегая попадания в кадр цветущей зелени.
— Съемки проходили в хронологическом порядке?
— Нет, во время работы над фильмом хронологическая последовательность не соблюдалась. Например, сцену знакомства вообще снимали в крайний день. Снимал ее легендарный оператор Вадим Иванович Юсов, который работал в том числе над фильмом «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия и лентой Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Он удивительный человек, каких мало.
— А как бы вы охарактеризовали стиль работы Павла Пархоменко?
— Павел по своей профессии художник-постановщик. Он много сотрудничал с Алексеем Балабановым, был сценографом спектаклей, в том числе театра «Современник». Мне кажется, благодаря этому он смог создать непринужденную атмосферу на съемочной площадке. Некоторые режиссеры ставят актеров в жесткие рамки, не позволяя использовать личностный подход. Но я очень чуткий в предоставлении свободы человек, и подобного рода ограничения могут вызвать у меня панику. На съемках «Гагарин. Первый в космосе» актерам предоставили много свободы, поэтому работать было легко.
С исполнителем главной роли Ярославом Жалниным у нас сложились хорошие отношения, несмотря на то что общались мы не так уж и много. Даже наоборот, отсутствие лишних разговоров помогало мне сосредоточиться и лучше играть.

— Присутствует ли в фильме художественный вымысел?
— Если сравнивать работу над картиной с тем, что я читала во время подготовки к съемкам, могу сказать, что все сцены один в один совпадают с реальными событиями. Мы показываем все, как было.
— Ольга, что вы можете рассказать о своей героине?
— Моя героиня похожа на айсберг. Зачастую люди видят лишь верхушку — малую часть от сущности человека. А ведь истинная личность глубоко скрыта от сторонних глаз. Вы знаете, то же можно сказать и про меня. Самым сокровенным не то что с журналистам, даже с близкими не всегда делюсь. Я сторонница того, чтобы скрывать какие-то важные вещи.
— Сыгранная роль жены первого космонавта Земли как-то повлияла на вашу жизнь?
— Каждый день, когда работаешь и играешь сложные сцены, что-то внутри тебя меняется, какие-то вещи приходится заново открывать. Но я достаточно устойчивый человек, чтобы говорить о влиянии роли на мою жизнь.
— Говорят, что за каждым удачным мужчиной стоит женщина...
— Не знаю, как в наше время, но в советские годы быть супругой военного было очень тяжело. Тем более когда муж — летчик, испытатель, что непременно связано с постоянным напряжением и риском. Дома нужно создавать уют, быть выдержанной, чтобы дать возможность супругу отдохнуть.

— Как оценила фильм семья Юрия Гагарина?
— На предпремьерном показе, который состоялся в Москве 12 апреля, присутствовала старшая дочь Юрия Алексеевича  Елена, которой фильм понравился. К тому же она принимала участие в написании сценария и утверждении Ярослава Жалнина на главную роль. Мнение жены, Валентины Ивановны, мне неизвестно, поскольку она ни с кем, кроме близких, не общается.
— На ваш взгляд, чем поучительна эта картина?
— Этот фильм рассказывает о больших надеждах и высоких мечтаниях. Мне кажется, в советскую эпоху было очень много хорошего, в отличие от настоящего времени.
— Спасибо за откровенную беседу. Но все же интересно, как судьба свела вас с Москвой? Вы родились в Витебске, закончили Белорусскую государственную академию искусств в Минске. Кажется, все складывалось удачно — игра в театре, работа на радио...
— Дело в том, что Минск не совсем близок мне по духу, поэтому я и решила уехать в Россию. Это был 2010-й год. Сначала думала отправиться в Санкт-Петербург, но в итоге выбрала Москву. В этом городе у меня живут родственники, соответственно, решить жилищный вопрос было проще. Я села в поезд и на Старый Новый год умчалась навстречу судьбе.

Елена ПУНТУС



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

На совещании у главы государства определен оптимальный вариант повышения пенсионного возраста — на 3 года. В Беларуси доля людей в возрасте старше пенсионного составляет почти 25 процентов, четверть всего населения! При этом в стране — порог выхода на пенсию один из самых низких в мире.

Инцидент, произошедший 2 марта в Витебске, вмиг прославил милиционера роты милиции железнодорожного отдела департамента охраны Сергея Баталко. Возвращаясь домой после службы, прапорщик переходил дорогу по зебре, а впереди него шел школьник. Две машины остановились, пропуская пешеходов. Но со стороны трамвайных путей несся автомобиль, который мальчик не увидел. К счастью, опасность вовремя заметил Сергей Баталко.

Сразу скажу: никогда ничего не заказывала в зарубежных интернет-магазинах. Сколько бы меня ни склоняли, ни убеждали, что там все тип-топ, не верю. Ну как можно заказать одежду без примерки, без того, чтобы ее «пощупать»? Или технику — какая там может быть гарантия? Но правды ради стоит сказать, что новость о снижении беспошлинного ввоза с 200 до 22 евро меня взбудоражила.

Когда я задаю себе, обычному человеку среднего возраста, вопрос, хочу ли я лично повышения пенсионного порога, то мой честный ответ — конечно же, нет. Следом второй вопрос, надо ли его повышать. Скрепя сердце отвечаю — да, надо. А если уж быть честной до конца, то мое мнение — это нужно было сделать вчера. И пусть в меня бросят камень. Не сомневаюсь, что так и будет, потому что всегда есть «оппоненты», которые предпочитают пращу аргументам, и те, для кого привычнее поза страуса с головой в песке (мол, тогда проблема обойдет стороной). Не пора ли отложить в сторону метательные орудия и отряхнуть песок? А если без аллегорий, то почему бы не сделать попытку разобраться в демографических, социальных и экономических предпосылках для решения самого острого вопроса, волнующего всех и каждого?