Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Уроки потребления

№18 от 02 мая 2013 года

Покупаем разумно
Покупаем разумно

Редкий день проходит у нас без того, чтобы не совершить ту или иную покупку. Понятно, все мы хотим покупать разумно — выбирать натуральную и качественную продукцию, не становясь при этом жертвой чьих-то хитрых маркетинговых ходов. Так о чем же следует помнить, входя в чертоги торгового зала? Полезными советами делится с нами сотрудник программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова.

"Е-шки" бывают разные

"Собираясь в магазин, желательно заранее составить список продуктов, которые вы собираетесь приобрести. Как правило, женщины пишут такие списки для мужей, чтобы они ничего не забыли купить. Но воспользоваться таким методом не мешает и им самим. Списки в определенной мере спасают хозяек от того, чтобы не накупить лишнего, поддавшись на какие-то рекламные акции и заманчивую подачу товаров", — советует наш эксперт.

При выборе продукта надо смотреть не только на его цену, обязательно проверьте срок годности и обратите внимание на состав. "Если в продукте содержится более трех Е-добавок, от его покупки лучше воздержаться", — считает Дарья Чумакова. Вместе с тем, следует иметь в виду, что не все "Е-шки" одинаково страшны. Есть добавки, которые являются натуральными, хотя также маркированы с помощью Е. Тот же каротин, который содержится в моркови, придавая ей красно-оранжевый цвет, может быть маркирован как Е160а. Подобным образом обозначается также ряд консервантов и антиокислителей, например, уксусная кислота может быть "зашифрована" как Е260, аскорбиновая кислота — Е300, лимонная кислота —  Е330 и так далее. Этих "Е-шек" бояться не надо, они естественные и безвредные.

Что касается добавок синтетических, то они разрешены к использованию во многих странах, и в Беларуси в том числе. Но, по некоторым сведениям, эти "Е-шки" имеют те или иные особенности, к примеру, могут способствовать возникновению аллергических реакций, раздражению кишечника и так далее.

Обратите внимание и на то, где произведен необходимый вам продукт. С точки зрения экологической дружественности и пользы для организма лучше отдавать предпочтение продукции местного производства. "С одной стороны, при ее транспортировке от производителя к торговой точке, расположенной относительно недалеко, тратится меньше топлива и происходят меньшие выбросы в атмосферу углекислого газа, чем при дальних транспортировках. С другой, учеными давно доказано, что употребление продуктов, которые выращены на той территории, где проживает человек, гораздо полезнее для него", — отмечает Дарья Чумакова.

Выбирая тот или иной продукт, обращайте внимание не только на состав его содержимого, но и на упаковку. Понятно, что в большинстве случаев особого выбора в этом плане нет, на наших полках "правят бал" пластиковые упаковки всех мастей. Но если в продаже имеется нужный вам продукт в упаковках разного вида, постарайтесь все же отдать предпочтение натуральным материалам, таким, как стекло, бумага, картон. Во-первых, они являются более "здоровыми" с точки зрения хранения в них продуктов, а, во-вторых, пригодны для вторичной переработки, что позволяет экономить природные ресурсы, запас которых на земле далеко не безграничен. Например, чем покупать печенье, плотно "закатанное" в пластик, лучше взять упакованное в картонную коробочку или симпатичное "лукошко" из древесной стружки.

Однако не позволяйте упаковкам из натуральных материалов "усыпить" вашу бдительность, советует наш эксперт. То, что продукт запакован в экологически дружественную коричневатую бумагу из вторсырья, еще не значит, что он автоматически является натуральным и качественным, обязательно изучайте состав. Кстати, на тетрапаках (бумажные пакеты от молочных продуктов, соков, проклеенные изнутри фольгированой пленкой) иногда можно увидеть надпись, что основу упаковки составляет древесина — возобновляемый природный ресурс. Так то оно так, но в Беларуси тетрапаки вторично не перерабатываются, их выбрасывают на свалку вместе с общим мусором, так что едва ли приобретение такой упаковки чем-то существенно поможет окружающей среде.    

Что же касается пластиковых упаковок, то надо отметить — не весь пластик одинаков. Обращайте внимание на значки, имеющиеся на упаковке. Если внутри треугольника со стрелками (именно так маркируется пластик) стоят цифры 2, 4 или 5, использовать такой пластик можно многократно. Если же там значится цифра 1 — это пластик одноразовый, использовать его можно только один раз, после чего следует отправлять в мусорное ведро. Второй раз наливать в такие емкости воду или помещать ссобойку не стоит.

Доверяй, но проверяй

Обязательно изучите упаковку также на предмет наличия или отсутствия на ней дополнительных экологических маркировок, рекомендует Дарья Чумакова. Есть целый ряд признанных международных экознаков, которые обозначают, что данный продукт максимально натурален, безвреден для вас и окружающей среды. Разработана и белорусская экологическая маркировка, выполненная в форме зеленого круга и надписи "Натуральный продукт. Беларусь". Покупая продукцию с такими официально подтвержденными экознаками, мы тем самым поддерживаем сознательных производителей, которые заботятся о натуральности и экологичности своей продукции.  

Вместе с тем, покупатели должны знать и о том, что некоторые производители прибегают к так называемому гринвошингу (в переводе с английского "зеленое отмывание"). Гринвошинг — это намеренное позиционирование своей компании, товара или услуги как экологичной без достаточных на то оснований. Потребители во всем мире ориентированы на покупку максимально натуральных продуктов, и некоторые производители умело "играют" на этих предпочтениях. Это не значит, что их продукты и товары являются некачественными. Но и особенными в плане экологичности их тоже назвать нельзя.  

Один из распространенных методов гринвошинга — это изображение на упаковках несуществующих экомаркировок или природных символов. Нарисовал дизайнер солнышко, листик, капельку или иной образ из арсенала матушки-природы, раскрасил его в натуралистичный зеленый, голубой или желтый цвет — и вот уже рука покупателя невольно тянется именно к этой упаковке. При этом стоящий рядом на полке аналог может обладать точно такими же (а иногда даже лучшими) свойствами. Но поскольку он лишен хитрых экоуловок, вероятность, что выберут его, становится ниже...

Излюбленными приемами производителей, грешащими гринвошингом, является использование слишком общих или бездоказательных утверждений. Многие компании хвастают, что их зубная паста "одобрена стоматолагами", но если на упаковке или в инструкции нет ссылки на то, как и кем одобрена продукция, — это повод задуматься о достоверности такого утверждения. То же самое можно сказать и в отношении надписей вроде "органик контроль", "биоконтроль", "green", которые нередко можно увидеть на различных упаковках. Кто и когда осуществил этот контроль и удостоверил, что товар действительно "зеленый"?

Еще один "грешок" гринвошинга — неактуальные утверждения, когда производители выдают естественные свойства товара за его преимущества. Например, плашка "Без холестерина" на бутылках с подсолнечным маслом. Такими свойствами обладает масло всех производителей, ведь холестерин содержится только в продуктах животного происхождения! Другой пример — маркировку "Не содержит ГМО" помещают на продуктах, которые ГМО содержать по определению не могут, например, на карамели или пищевой соде.

И напоследок еще один совет от нашего эксперта — когда вы находитесь в магазине, старайтесь не попасться на некоторые хитрые уловки маркетологов. Они точно знают, как продать то, что на самом деле вам не нужно. Очень часто товары на полках располагаются таким образом, чтобы вы видели наиболее привлекательную продукцию именно на уровне ваших глаз. Кроме того, вам умело подсовывают товар "в пару" к тому, что вы хотите купить. Рядом с пивом будут лежать соленые орешки, рядом с мармеладом — соки и так далее. Умело используют в магазинах и потенциал "детского терроризма" — привлекательные для детей товары располагаются на уровне уже их глаз. Обратите внимание, где лежат чипсы, кукурузные палочки и прочие излюбленные детские лакомства, которые любой уважающий себя ребенок обязательно будет клянчить у мамы с папой. Учтите все это — и не попадайтесь на уловки!

Конечно, более внимательно изучая перед покупкой каждый продукт, вы будете тратить на шопинг больше времени, чем обычно, отмечает наш эксперт. "Однако с каждым разом это будет занимать все меньше времени, вы начнете подмечать необходимые нюансы уже автоматически, — уверена Дарья Чумакова. — Результат однозначно стоит потраченных усилий, поскольку выиграет от более осознанных покупок как ваше собственное здоровье и здоровье вашей семьи, так и окружающая среда в целом!"



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Проверка расходов и поиски возможностей уменьшить расходы семьи — важное и необходимое занятие. Стимулом для экономии может быть желание совершить дорогостоящую покупку, оплатить поездку во время отпуска или улучшить условия жизни. Анализировать целесообразность регулярных затрат нужно минимум раз в год.

Сократить расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг не так и сложно. Достаточно следовать нескольким простым рекомендациям...


На рабочем месте человек проводит значительную часть своего времени. Но часто ли в потоке дел мы задумываемся о том, насколько рационально и практично оно устроено? Едва ли. А ведь организовать место наших каждодневных трудовых свершений более экономически эффективно и экологически ответственно не так и сложно. При этом ущемлять себя в потребностях не придется, а сэкономленные средства можно будет с пользой потратить на более важные цели. О том, как правильно и разумно организовать свое рабочее место, кабинет или офис, мы беседуем с сотрудником Программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарьей Чумаковой.


Представление об идеальном доме у каждого свое. Главное — руководствоваться в его обустройстве золотым правилом: дизайн и уют должны создаваться не в ущерб здоровью жильцов и состоянию окружающей среды. О том, как добиться этого на своих «родных» квадратных метрах, мы беседуем с консультантом по ресурсо- и энергосбережению Центра экологических решений Антоном Гаховичем.