Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Тема номера
>>>



Культура

№18 от 02 мая 2013 года

Елена Коренева: «В каждом человеке есть стервозность»
Елена Коренева: «В каждом человеке есть стервозность»

Актриса театра и кино, режиссер, сценарист, писатель Елена Коренева любима многими почитателями кинематографа старшего поколения. Родилась она в Москве 3 октября 1953 года. В 16 лет дебютировала в кино в роли Дуни Бабуриной в комедийном фильме своего отца «Вас вызывает Таймыр». В 1974 году, будучи еще студенткой, сыграла главную роль в фильме «Романс о влюбленных». Эта роль стала звездной для актрисы и принесла ей всесоюзную популярность. В 1982 году Елена Коренева вышла замуж за американца и эмигрировала в США. В Америке снялась в фильмах «Возлюбленные Марии», «Гомер и Эдди», «Узник времени». В 1993 году вернулась в Россию. В 1999 году окончила Высшие режиссерские курсы. По собственным сценариям сняла две короткометражных картины: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша». Елена Коренева снялась более чем в шестидесяти фильмах, среди них «Сибириада», «Ася», (удостоена премий за лучшую женскую роль на трех международных кинофестивалях), «Ярославна, королева Франции», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Экипаж», «Комедия о Лисистрате», «Каштанка», «Ловушка для одинокого мужчины». В этом году выйдут фильмы «Репетиции», «Двойная жизнь». Кроме того, Елена Коренева написала автобиографические романы «Идиотка» и «Нетленка».
— Елена Алексеевна, я прочитал, что Олег Табаков сказал о вас, что вы существуете по закону тюбика зубной пасты, то есть все время что-то выжимаете из себя. Как прокомментируете это высказывание?
— Олег Павлович это сказал очень давно, когда я, еще молодая актриса, работала в театре «Современник». Если дословно, то он сказал: «Коренева пока существует в состоянии тюбика, она жмет из себя». Тогда я была начинающая актриса, у меня было много энергии, желания познать профессию, поэтому я пользовалась имеющимися по возрасту ресурсами.
— Режиссер Валерий Рубинчик, у которого вы снялись в фильме «Комедия о Лисистрате», сказал, что вы актриса, которая мало улыбается. Вы с этим согласны?
— Нет! На мой взгляд, я, наоборот, постоянно улыбаюсь, потому что актрисе, да и любой женщине улыбаться выгодно.
— Я был свидетелем того, как вы пришли на пресс-конференцию режиссера с мировым именем Питера Грэнуя лишь для того, чтобы задать ему несколько вопросов. На мой взгляд, вы сделали это потому, что вам не хватает общения, работы с хорошими режиссерами. Это так?
— Как у любой актрисы, у меня есть заинтересованность в работе с хорошими режиссерами. Но, с другой стороны, я привыкла, что уже давно не работала с режиссерами с громким именем. Впрочем, мне легче, чем другим моим коллегам, потому что я не воспринимаю себя только актрисой. Я не попала в современную волну в силу того, что долгое время жила в Америке. А когда вернулась, отказалась от работы в репертуарном театре. Таким образом, я добровольно выпала из современной обоймы кинематографа и театра.
— В картине «Тот самый Мюнхгаузен» вы сказали в конце фильма о бароне очень важные слова — мол, он славен тем, что никогда не врет. А вам в жизни говорили слова, напутствия, которые помогли в жизни?
— Мне повезло, вокруг меня было много мудрых, интересных людей.
— Сейчас вы живете в гражданском браке с актером Андреем Ташковым. Интересно, с близким человеком легко играть на одной сцене?
— У меня не было проблем в работе ни с отцом, ни с Кончаловским, ни с Ташковым. А вот у Андрея проблемы были. Он мне говорил, что не сторонник играть, работать на одной площадке с родственниками. Но, несмотря на это, играл в фильмах своего отца и уже много лет играет на одной сцене со мной. Я не переношу жизненные ситуации на рабочие, я умею абстрагироваться. С Андреем Ташковым у нас творческий альянс двух соавторов.
— В детстве вы мечтали быть балериной, а почему все же стали актрисой?
— Мой отец был кинорежиссером, мама — ассистентом режиссера по актерам на «Мосфильме», поэтому загадочное слово «кино» не было для меня загадочным. Но я с детства была влюблена в балерину Галину Уланову, спала с ее книгой «Жила-была девочка», а самым дорогим подарком для меня были пуанты. После того, как меня не приняли в балетное училище Большого театра, сильно переживала. Родители же успокаивали меня и отдали в английскую спецшколу, потому что мечтали, чтобы я была переводчицей. Актрисой стала случайно. Отец запускал фильм «Вас вызывает Таймыр», но долго не мог найти молодую, наивную девушку среди актрис, предложенных ему. Наш сосед по дому, который работал художником-постановщиком, посоветовал обратить внимания на меня. После некоторых раздумий отец согласился, и после кинопроб худсовет утвердил мою кандидатуру. Совместная работа не изменила отношения с отцом. Я как была любимая дочка в семье, так и осталась. А на площадке стала любимой актрисой. Правда, отец иногда использовал запрещенные приемы, например, моей героине нужно было расплакаться. Папа отвел меня в сторону и сказал: «Дочь, ты должна заплакать». А у меня, как я ни старалась, ничего не получалось. Тогда папа сказал: «Дочь, тебя ждут заслуженные и народные, вот смотри, ждет Инна Макарова, вот ждет Евгений Весник. Они все сидят и ждут тебя, пока ты сыграешь этот дубль!». Из-за того, что меня ждут такие известные актеры, я еще больше сжалась. И  тогда папа неожиданно дал мне пощечину. У меня побежали слезы, и папа мгновенно скомандовал: «Мотор!». Так в кадре получились настоящие слезы.
— Как вам работалось с Михаилом Козаковым на съемках картины «Покровские ворота»? И думали ли вы, что фильм будет иметь такой оглушительный успех?
— О съемках фильма у меня остались очень хорошие воспоминания. Козаков бы настолько доступен на площадке всем актерам, что мы распустились, обсуждали его как режиссера, импровизировали. Мы не верили в сценарий картины, не ожидали такой народной любви, потому и работали левой ногой. Возможно, свою роль в популярности картины сыграло то, что Козаков подобрал хороших актеров.
— Вы играли со многими известными актерами, можете кого-то отметить? И есть ли среди молодежи актрисы, которых вы выделяете?
— В период работы в театре «Современник» я восхищалась игрой Марины Нееловой, была под большим впечатлением от игры Иннокентия Смоктуновского. Из молодежи мне нравятся Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
— В сериале «Сестры по крови» вы очень убедительно сыграли роль очень стервозной дамы. Вы легко перевоплощаетесь?
— Все актеры едины во мнении, что отрицательную роль играть гораздо интереснее, чем положительную. Отрицательные персонажи отличаются от положительных тем, что они хорошо проявляют свои негативные черты. Я считаю, что в каждом человеке в той или иной мере есть стервозность, но для того и существует религия, нормы поведения, чтобы понимать, что можно, а что нельзя. Стервы хороши тем, что они не скрывают свои отрицательные черты.
— Американская актриса Ширли Маклейн в молодости была очень похожа на вас. Встречались ли вы с ней в Америке?
— Еще в Советском Союзе мне не раз говорили, что Ширли Маклейн похожа на меня как внешне, так и в чем-то судьбой. И вот однажды Андрей Кончаловский, вернувшись из Америки, передал мне ее фото, на обратной стороне которого было написано: «Лене с моей любовью, моим лицом, моей другой жизнью, всегда твоя Ширли». Оказалось, что она видела фильм Кончаловского «Сибириада», поэтому оценила наше сходство. Когда я жила в Америке, мы встречались с Маклейн, и она мне сказала: «Может быть, мы из одного космического яйца». Кстати, Кончаловскому всегда нравился определенный тип женщин, поэтому моя встреча с ним не случайна.
— Вы согласны с тем, что Кончаловский в книге «Возвышающий обман» ваше расставание объясняет тем, что ему нужен был семейный уют, а вы к этому не были готовы?
— Нет, я не согласна с тем, что он написал. Андрон был женат на французской гражданке и не разводился с ней, несмотря на роман со мной. Я знала, что цель Кончаловского — уехать за границу, поэтому женитьба на мне в его планы не входила.
— По рассказам многих, когда они впервые приехали в Америку, испытывали культурный шок. А вы?
— Несмотря на то, что в Москве я крутилась в определенной, богемной, среде, приехав в Америку, я, естественно, испытала шок. Мне помогло то, что я окончила английскую спецшколу, но, с другой стороны, в разных районах, штатах Америки свой диалект. Так как муж знал в совершенстве русский и был преподавателем русского языка и литературы, мне было легче, к тому же, мы жили в университетском городке.
— Как вы считаете, то, что говорит Задорнов об Америке на своих концертах, соответствует действительности?
— Нет! Это больше похоже на пропагандистский заказ в эпоху Советского Союза.
— Жизнь в Америке вас изменила?
— Я считаю, что я сильно изменилась. У меня стал более ответственный характер. Меня стала сильно волновать экология, права человека.
— С кем из интересных людей, кроме Ширли Маклейн, вы встречались в США?
— Когда жила в Лос-Анджелесе и занималась в актерской студии, я общалась со многими с известными актерами, режиссерами, продюсерами. Например, с Изабеллой Росселини, Эдуардом Лимоновым, сыном Владимира Набокова Дмитрием. Я бывала на вилле Фрэнсиса Копполы, ночевала в квартире Барышникова. Козаков просил меня перед отъездом в Америку передать Бродскому, что он читает его стихи. И вот после концерта я подошла к нему и сказала, что Козаков неплохо читает его стихи. Затем мы встречались еще несколько раз, гуляли по Нью-Йорку, разговаривали.
— В Америке вы некоторое время работали официанткой. В тот период не чувствовали дискомфорта, что популярная в Советском Союзе актриса вынуждена соглашаться на такую работу?
— Это в Советском Союзе люди, которые получали высшее образование, определяли свою жизнь навсегда. А в США в 20 лет человек думает, что он актер, в 25 лет оказывается, что он математик, в 40 — историк, а умирает вообще крупным бизнесменом. Что касается меня, то после развода с мужем я переехала жить в Нью-Йорк к подруге. Однажды мы пошли в знаменитый ресторан «Самовар», который держали Барышников и Бродский. В ресторане ко мне подошел полный мужчина, как потом оказалось, уроженец Харькова, звали его Толя, и сказал: «Лена, хочешь у нас работать?». Я подумала, что это шутка: я — и работа в ресторане. А после задумалась — у меня сейчас ничего нет, сижу у подруги. И вообще, почему американская интеллигенция — актеры, философы, писатели — могут подрабатывать, а я нет? Причем все они работают в сфере обслуживания, потому что это легче по расписанию, не нужно быть на работе с утра до ночи. Поначалу меня охватил страх: я, такая маленькая и хрупкая, буду работать официанткой? А потом взяла себя в руки, перестала себя жалеть, пошла и стала работать в ресторане. Помимо того, что работала официанткой, я еще продавала картины в Калифорнии в престижной галерее. В Америке все устроено по-другому. Там человек понимает: если ты не звезда и не сынок известных родителей, у тебя столько же прав и ответственности перед законом, как и у всех остальных. И то, как сложится твоя жизнь, зависит только от тебя.

Беседовал Артур МЕХТИЕВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики

Знаменитым актера сделали американский фильм «Невеста по почте» и главная роль в кинокартине «Бумер». Всего на счету Мерзликина около 120 киноролей.

Шостакович однажды произнес удивительно верную фразу: мелодия – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. Но каких же трудов стоит почувствовать эту душу! Создателю и руководителю струнного оркестра «Метаморфозы» Павлу Любомудрову это вполне удается.