Персона

№16 от 18 апреля 2013 года

О жизни, музыке и... аудиенции у королевы Испании
О жизни, музыке и... аудиенции у королевы Испании

Наше досье
Людмила Лазарчик — лауреат и дипломант множества международных конкурсов и фестивалей. Окончила Белорусскую государственную академию музыки по двум специальностям: музыковедение и пение (класс профессора Людмилы Яковлевны Колос), а также магистратуру по классу вокала и получила степень магистра искусств. Совершенствовала свое вокальное мастерство в Италии, победив в конкурсе грантов Министерства иностранных дел Италии. Отмечена благодарственными письмами департамента образования Москвы за большой вклад в развитие российского вокального искусства, специальными призами за высокий вокально-педагогический профессионализм. Является автором идеи и одним из организаторов Московского открытого вокального фестиваля для детей и юношества «Весенняя капель». Дает мастер-классы по сольному пению на Всероссийских и открытых московских вокальных фестивалях и конкурсах.

Сейчас Людмила Лазарчик живет и работает в Москве. Ведет активную концертную деятельность. Преподает в колледже музыкально-театрального искусства, который знаменит в России и за ее пределами своим оперным театром «Галина Вишневская» (художественный руководитель — Елена Юрьевна Трацевская). Студенты класса Людмилы Лазарчик — лауреаты многочисленных международных и всероссийских профессиональных конкурсов и фестивалей, солисты московских театров. Широка география ее выступлений за рубежом: театр Лисео и Палау де ла музыка в Барселоне, Виктория-холл в Женеве, театр Комунале во Флоренции, Колизеум в Лиссабоне, Концертгебау в Амстердаме, Колонный зал Дома союзов и Большой зал филармонии имени П. И. Чайковского в Москве — это далеко не все престижные концертные площадки, на которых она пела.
Однако Людмила всегда с удовольствием возвращается в Беларусь. Певица выступит завтра (19 апреля) в Большом зале Белорусской государственной филармонии с программой «Соловей», где будут представлены лучшие вокальные сочинения.
Накануне концерта примадонна согласилась ответить на несколько вопросов специально для читателей газеты «7 дней».
— Вы давно выступали в Беларуси?
— У меня такое впечатление, что с момента моего последнего выступления в Минске прошла целая вечность, хотя формально я не выступала в Беларуси около двух лет. Очень люблю сцену Большого зала Белорусской государственной филармонии: именно с ней связаны мои первые творческие успехи. Я хорошо помню свое первое серьезное сольное выступление в декабре 1996 года с Национальным академическим народным оркестром Республики Беларусь, когда за дирижерским пультом стоял народный артист Беларуси, ректор Академии музыки Михаил Антонович Козинец. Тогда впервые я исполняла знаменитого «Соловья» Алябьева и не могла представить, что это произведение станет моей визитной карточкой и откроет передо мной самые престижные сцены России, Польши, Украины, Германии, Турции, Китая, Азербайджана, Киргизии.
 — Слышала, что вы были удостоены аудиенции королевы Испании. Расскажите, как это было?
— Моя встреча с королевой Испании Софией состоялась в роскошном концертном зале Аудиториум в Мадриде. Это одна из самых престижных испанских сцен. До этого я уже неоднократно там выступала и дважды была приглашена с концертами в Королевский театр в Мадриде. В этих залах потрясающая акустика, эмоциональная публика.
В тот вечер я исполняла партию сопрано в «Реквиеме» Моцарта. О том, что сама королева посетит этот концерт, узнала накануне и очень волновалась. В музыкальной среде известно, что королевская семья всегда находилась в большой дружбе со многими выдающимися музыкантами: Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Спиваковым. Состав солистов в тот вечер был представлен замечательными болгарскими певцами Валерией Мирчевой (меццо-сопрано), Арсением Арсовым (тенор), Михаилом Пулиевым (баритон) — лауреатами многих международных конкурсов, в том числе и знаменитого вокального конкурса им. П. И. Чайковского. И только партию сопрано исполняла белорусская певица в моем лице.
Концерт прошел на едином дыхании и имел большой успех. За кулисами к нашей группе солистов подошел импресарио и сообщил, что королева София приглашает нас на аудиенцию в королевские апартаменты концертного зала. Сообщил и... расплылся в улыбке. Нас предупредили о специальной церемонии приветствия королевы и мы очень быстро погрузились в этикет испанского двора. Все остальное было как во сне. Встреча с удивительно красивой женщиной с искрящимися добрыми глазами. Слова благодарности, восхищения из уст самой королевы... Удивление, что я не итальянка, а так похожа. И вопрос: «Неужели в Беларуси так замечательно поют?!»
Мы обменялись любезностями о наших нарядах, говорили о классической музыке, а когда прощались, выражали надежду, что когда-нибудь встретимся снова. Конечно, такие моменты остаются в памяти навсегда.
— Какое произведение, исполненное вами, было первым или наиболее знаковым в жизни вообще?
— Из самых первых помню песню «Один раз в год сады цветут», которую я с упоением повторяла за Анной Герман и моей мамой, которая пела ее так же проникновенно и тонко. В свои четыре года я им сильно уступала в этих исполнительских качествах, но моя самозабвенность производила большое впечатление на окружающих. Пела я часами и довольно звонко. (Представляете, что испытывают соседи будущих колоратурных сопрано?!) Уже к десяти годам моя «сольная карьера» вызывала восторг у всех моих подружек. Я выступала в настоящих концертах как солистка, даже пела с детским народным оркестром музыкальной школы песни собственного сочинения! Мне очень повезло с педагогами. На моем пути фактически не было ни одного учителя, который бы работал со мной формально. И пелось так же легко, как и дышалось.
А если серьезно, то знаковым в моем профессиональном становлении стал «Соловей» Алябьева. Осваивать премудрости вокала я начала одновременно с изучением этого произведения и вот уже почти двадцать лет исполняю его на лучших концертных сценах.
— Вы выступаете на престижных концертных площадках. По вашим наблюдениям, какой зритель наиболее музыкальный?
— Наиболее музыкальный зритель тот, который любит музыку и музыкантов и понимает, что за исполнительской естественностью стоит не только профессиональный труд, но и вся жизнь музыканта. Чтобы быть музыкальным и слушателю, и певцу, надо, прежде всего, уметь сопереживать, чувствовать друг друга. И это взаимопроникновение в каждой культуре может выражаться по-разному. В Испании публика в экстазе отбивает ритмы фламенко даже на концертах классической музыки. У славян — это слезы радости и духовного очищения. И невозможно сказать, кто из них более музыкален. По своему опыту могу сказать, что не престиж сцены — залог музыкальности аудитории, а совершенно иные составляющие. На слуховой опыт публики влияет все: история, политика, экономика. В каждой стране слушатель приходит на концерт по разным причинам, но уйти должен с одинаковым ощущением — счастьем пережитого чуда.
— В какой стране больше всего оваций и выступлений на бис? Какая публика самая гостеприимная?
— На тему гостеприимства можно рассказывать бесконечное число занимательных историй: и как «укормили», и экскурсиями «уморили», и выспаться из-за бесконечных перелетов или банкетов не дали. И когда после гастролей возвращаешься домой и слышишь вопрос: «Как принимали?», то в половине случаев можно честно отвечать, что создали все условия для того, чтобы певица не пела, а «только ходила»! Все мы знаем легенды о капризности примадонн и думаем, что они так привлекают к себе повышенное внимание. В этом есть доля истины, но только доля. Голос — очень хрупкий инструмент и скромный в своих потребностях: хорошая вокальная школа и режим, обеспечивающий его здоровье и работоспособность. Это то, что певица всегда «возит с собой». И если она не забыла взять ЭТО в свой багаж, то ей везде будет сопутствовать успех. В таком «наряде» будут принимать восторженно и горячо.
А с исполнением «бисов» у меня связан забавный эпизод. Однажды я выступала на знаменитом российском фестивале камерной музыки в городе Костомукша. Летом там собирается европейская музыкальная элита. Я приехала с программой итальянской музыки и имела тот самый успех, о котором вы спрашиваете. Программа исполнена, все «бисы» исчерпаны, а публика не отпускает! Я в растерянности. Пришлось повторить несколько стретт (заключительных колоратурных эпизодов) из уже звучавших оперных арий. И вновь спеть «Соловья» Алябьева! Так вместо одного я исполнила два полноценных отделения! После концерта ко мне подошла известная титулованная дама, поздравила с блестящим выступлением и поделилась со мной одним исполнительским секретом, который она назвала «секретом постоянного успеха». Я следую ему и по сей день.
— Каждая страна неповторима. Влияет ли каким-то образом сама страна на репертуар, организацию, драматургию концертов, выступлений?
— Конечно, влияет! Когда вы «в гостях», все зависит от желаний и пристрастий «хозяев». География моих гастролей включает Германию, Голландию, Швейцарию, Италию, Испанию, Португалию, Литву. На мой взгляд, Европа избалована в своих вокальных вкусах как искушенный гурман и, вместе с тем, всеядна. Я пела самый разноплановый репертуар — от «Реквиема» Моцарта и «Мессии» Генделя до вальсов Штрауса и «Кармина-Бурана» Орфа. Современный успешный артист должен быть таким же, как Европа: полиглотом с гибкостью и изяществом змеи. И при этом иметь свое неповторимое лицо.
И у белорусской публики свои богатейшие культурные традиции. Умение понимать высокое искусство — это как осмысленный взгляд на прекрасном лице. Поэтому на конкурсах красоты мы в числе первых. Чтобы понять и оценить неизвестное, сначала необходимо научиться уважать и сохранять свою национальную память. Это первый уровень «классики» — традиции, которые надо беречь, чтобы приумножить в понимании другого культурного опыта.

Ирина АКУЛОВИЧ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Андраник Мигранян занимал должность главного советника Комитета по международным отношениям Верховного Совета России, был членом Президентского совета.

Жизнь идет, технологии развиваются. Проекты, над которыми работают белорусские и российские ученые – уникальны. Безусловно, лучшие представители научного сообщества Беларуси и России достойны новой премии Союзного государства в области науки и техники – она, по мнению академика Витязя, будет только способствовать дальнейшему развитию научного сотрудничества и дружбы между нашими странами.

Выход интересной книги – повод для разговора о ярком человеке, которому волею судьбы пришлось восстанавливать послевоенные Минск, Полоцк, преобразовывать село, тем самым вписать свое имя в золотой фонд белорусской архитектурыюю.

О нем написано и сказано столько, что сложно внести какие-то незнакомые штрихи и добавить что-то новое.