История одной фотографии

№16 от 18 апреля 2013 года

Жизнь в цвете
Жизнь в цвете

…Сентябрь 1977 года. В производственном объединении «Горизонт» собран первый цветной белорусский телевизор. Вот он стоит в центре кадра, горделиво отсвечивая лакированным корпусом. А рядом — сотрудники предприятия, своими руками собиравшие аппарат: слесарь-сборщик Александр Зыль, монтажницы Елена Руденкова, Ирина Ломановская, Зинаида Ревеко, регулировщик Николай Сидяко и слесарь-сборщик Петр Корзун. Так и хочется заглянуть «за кадр» этого светлого и позитивного снимка, услышать историю создания «родоначальника» белорусских цветных телевизоров, побольше узнать об этих молодых и красивых людях. Ну что ж, давайте попробуем…

Новые горизонты
Конечно, первым делом наш путь лежит на «Горизонт». В музее предприятия среди уникальных экспонатов стоит на своих четырех ножках и он — первый цветной «Горизонт-723». «Думаю, он до сих пор в рабочем состоянии. Добротно сделан, на совесть», — отмечает мой экскурсовод, ведущий инженер предприятия Михаил Саболько.
«Горизонт» выпустил цветной телевизор несколько позже, чем ведущие заводы России и Украины. Однако это имело свои плюсы, поскольку позволяло избежать многих «шишек», уже «набитых» при запуске в производство цветного московского «Рубина», ленинградской «Радуги» и львовского «Электрона».
В середине 70-х в СКБ «Горизонта» была специально создана лаборатория по разработке цветного телевизора. Первым образцом стал «Горизонт-701», изготовленный на блоках других заводов, однако в серийное производство он не пошел. Была поставлена задача создать цветной телевизор с использованием своих разработок. Так и появился на свет «Горизонт-723».
В первом белорусском цветном телевизоре было использовано 7 изобретений. В частности, применены интегральные схемы в блоке электронного управления и блоке цветности. Это значительно повышало надежность аппарата, снижало расход электроэнергии. Для улучшения акустических параметров применили оригинальную колонку-подставку, которая имела мощный автономный усилитель, так что можно было использовать ее как вместе с телевизором, так и отдельно от него. Обладатели «Горизонта-723» до сих пор помнят, как выручала эта колонка на свадьбах и прочих праздниках — подключали к ней проигрыватель или магнитофон, и музыка гремела на весь дом.
Для своего первенца белорусские конструкторы разработали сенсорный переключатель программ, которым вправе гордиться. Он стал унифицированным и использовался всеми профильными предприятиями СССР. Пробовали применить дистанционное управление, но оно тогда было проводным, неудобным и особого энтузиазма не вызвало.
По воспоминаниям Анатолия Семеновича Утикова, в то время главного инженера «Горизонта», подготовили производство и запустили телевизор практически за восемь месяцев. Это потребовало колоссального напряжения, ведь все было ново и сложно, все было впервые. Часть производственных площадей пришлось полностью реконструировать, так как ничего пригодного для новой разработки там не оставалось. Основная масса комплектующих для нового телевизора — конденсаторы, сопротивления, транзисторы, лампы, трансформаторы — была покупной. А вот детали из металла, пластмассы, дерева производились собственными силами.
Первые двадцать пять белорусских телевизоров с цветным изображением были выпущены на участке мелких серий в марте 1977 года. А уже в сентябре «Горизонт-723» поставили на главный конвейер завода. В 1977 году было выпущено 10 тысяч цветных белорусских телевизоров, в 1979-м — уже почти 200 тысяч.
Когда в 1978 году головной научно-исследовательский институт по телевидению провел испытания «Горизонта-723» и сравнил полученные данные с показателями «Рубина» и «Электрона», оказалось, что наши телевизоры по ряду пунктов их даже превосходят. «Горизонт-723» стал первым цветным телевизором в СССР, удостоенным государственного «Знака качества». Получилось, хоть и ждали мы цвета чуть дольше, зато уж сделали так сделали!..

«Какие мы все молодые!..»
Нам удалось разыскать двоих сотрудников предприятия, изображенных на памятном снимке, — монтажницу Ирину Ломановскую (она держит на снимке флажок) и слесаря-сборщика Александра Зыля (на фото первый слева).
Ирина Алексеевна Кара (Ломановская) по-прежнему работает на «Горизонте» — кладовщицей на ЧТУП «Горизонт-логистик». В просторном кабинете с красивыми цветами на окнах мы склоняемся над снимком из далекого уже 1977-го.
«Какие мы все молодые! — улыбается Ирина Алексеевна. — Мне тут 22 года всего. Даже не помню уже, чтоб я вот так с поднятым флажком фотографировалась. Наверное, фотограф сказал поднять. Ну а уговаривать меня не пришлось, шустрая была…»
Вернувшись домой после той фотосъемки, вспоминает моя собеседница, она с гордостью рассказала об этом родителям. Мама растрогалась — это же надо, ее дочка, простая девочка из деревни, участвовала в выпуске первого цветного телевизора!..
Ирина Ломановская пришла на «Горизонт» в 19 лет. Жила она тогда с родителями в деревне Пашковичи под Минском, каждое утро ездила на электричке в столицу. Начинала монтажницей в седьмом сборочном цехе, который выпускал радиоприемники «Океан». Очень старалась, в работе была безотказной и нередко становилась победительницей конкурсов профмастерства. Наверное, поэтому, считает Ирина Алексеевна, ее и включили в число заводчан, которым было доверено осваивать выпуск первых цветных «Горизонтов».
Моя собеседница вспоминает, что сначала работали над штучными аппаратами. Им привозили платы от телевизоров, а они вставляли в них необходимые детали. Тем временем их седьмой цех реконструировали под выпуск цветных «Горизонтов». И когда телевизор был пущен в массовое производство, она заняла место за конвейером. «Первое время конвейерная линия шла очень медленно, нередко останавливалась. Все потому, что люди были еще не набраны, и нам надо было вставлять в плату много деталюшек. А когда штат набрался, руку люди набили, конвейер так быстро пошел, что только успевай!» — вспоминает Ирина Алексеевна.
По словам моей собеседницы, на снимке очень точно передан тот дух сплоченности и энтузиазма, который ощущался тогда в их коллективе. Жили дружно, болели за общее дело, подменяли друг друга, освоив смежные специальности. «Помню, начальник нашего участка Вилий Соломонович Гузман перед ночной сменой лично проверял, все ли взяли хорошие ссобойки. А во время работы подойдет к каждому — ну, как, все получается, все нормально? Вообще, с руководителями за годы работы на «Горизонте» мне всегда везло», — рассказывает Ирина Алексеевна.
Первый цветной телевизор появился в деревне в доме Ломановских, и соседи приходили к ним посмотреть на это чудо. Стоил аппарат, конечно, недешево, порядка 700 рублей при средней тогда зарплате 150 рублей. Но родители помогли деньгами, да и сама она хорошо зарабатывала.
«Интересно, а будущего супруга тоже на предприятии встретили?» — интересуюсь у моей собеседницы. «Нет, мужа я встретила на танцах...», — улыбается она. Он работал клепальщиком на авиаремонтном заводе. Поженились, в 1980 году родился сын. После декретного отпуска перевелась работать на склады «Горизонта», поскольку они размещались рядом с домом. Уже практически 40 лет хранит Ирина Алексеевна верность «Горизонту». Много хороших дней было в ее жизни. Но тот день, когда сделан этот снимок, всегда был и будет для нее особенным.

«И сейчас бы собрал с завязанными глазами!»
Александр Антонович Зыль уже на заслуженном отдыхе. На конвейере цветного «Горизонта» он проработал практически 30 лет. За эти годы через его руки прошли все модели цветных телевизоров — начиная от той самой, первой…
На «Горизонт» Александр Зыль пришел в 1969 году. Сначала работал в шестом, так называемом военном, цехе, где делали приборы для военных самолетов. После его закрытия перешел в телевизионный цех. Как опытного уже слесаря-сборщика его сразу поставили на освоение цветных телевизоров. «Помню, наш технолог принес груду блоков, мы по винтику собирали эти самые первые телевизоры и отдавали Коле Сидяко, он их регулировал и настраивал», — вспоминает мой собеседник.
— Волновались, наверное, все-таки такой исторический момент — рождение первого цветного телевизора?
— Нет, абсолютно. Я же с военного цеха пришел. Там ответственность была куда больше — если что не так, самолет разобьется.
Когда началось массовое производство «Горизонта-723», Александр Антонович перешел на конвейер. Так же, как Ирина Алексеевна, вспоминает те годы с большой теплотой. Коллектив был дружный, вместе работали, вместе ходили на демонстрации, участвовали в самодеятельности. За веселый нрав и музыкальные способности за ним прочно закрепилось прозвище Маэстро.
На момент той памятной фотосъемки с цветным первенцем «Горизонта» Александру Зылю было 29 лет. Помнит, сначала провели общее собрание, а потом уже их начали фотографировать. «Бригадир мне тогда сказал — ты его собирал, ты и фотографируйся», — вспоминает мой собеседник.
А вскоре знакомые заводские ребята, вернувшись с ВДНХ СССР в Москве, рассказали, что в белорусском павильоне эта фотография просто гигантских размеров висела на всю стену. «Я говорю, правильно, родина должна знать своих героев!» — со смехом рассказывает мой собеседник.
Покупать «Горизонт-723» за 700 рублей Александру Зылю не пришлось. Он купил в магазине «Умелые руки» некондицию — 53 рубля стоил кинескоп, 10 рублей футляр... И собрал телевизор своими руками. Этот аппарат шел у него около тридцати лет. Да что там тридцать — в некоторых семьях он до сих пор при деле, утверждает мой собеседник.
«Я эту модель и сейчас с завязанными глазами по винтику соберу, так натренировался на конвейере, — признается Александр Зыль. — Я, наверное, счастливый человек, у меня в жизни было любимое дело, которое приносило людям реальную пользу. И эта фотография — тому подтверждение…»



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Не так давно, в начале июня, в редакцию обратился молодой человек, Максим, строитель — его бригада участвует сейчас в ремонте Республиканского центра олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. При ремонте в здании им была обнаружена старая армейская фотография, датированная 22 мая 1945 года.

На строительство Минского тракторного, союзные власти денег старались не жалеть. Во многом поэтому планы по развертыванию в Минске выпуска тракторов были осуществлены в минимально возможные сроки.

Фотокорреспондент БЕЛТА и ТАСС Владимир Лупейко всю войну снимал на фотокамеру жизнь и борьбу белорусских партизан.

... Двадцать восьмого декабря 1995 года. Время для страны не простое, поскольку после обретения независимости жизнь еще предстоит перестроить на новый лад, преодолев немало трудностей и проблем.