Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Экономика

№14 от 04 апреля 2013 года

Наш ответ МВФ
Наш ответ МВФ
Пожалуй, самой обсуждаемой темой, касающейся перспектив развития белорусской экономики, стали на минувшей неделе итоги очередного визита миссии Международного валютного фонда в нашу страну. Особенно бурную реакцию у экспертов вызвали оценки проводимой в Беларуси денежно-кредитной политики и рекомендации относительно путей ее дальнейшей реализации.
В частности, глава миссии Дэвид Хофман без обиняков заявил, что МВФ считает последнее снижение ставки рефинансирования в Беларуси в марте текущего года с 30 до 28,5% годовых преждевременным и что Нацбанку следует задуматься о возможном повышении процентных ставок. Комментируя это высказывание, председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова резонно заметила: «Надо ко всем прислушиваться, но иметь свою голову и принимать те решения, которые на пользу нам». При этом она подчеркнула, что у ставки есть перспектива на снижение, учитывая инфляцию, которая сложилась за 20 дней марта в стране. Разумеется, решение по данному вопросу будет принято после того, как будет опубликовано значение инфляции за весь март. «Но по нашим расчетам, ставка будет иметь возможность снижения», — сказала глава Нацбанка. Что же касается возможного повышения ставки рефинансирования, то в этом месяце его точно не будет.
В свою очередь министр финансов Андрей Харковец уточнил, что процентные ставки по кредитам для реального сектора экономики пока  не будут снижаться быстро. Вместе с тем, по его словам, перед правительством стоит задача модернизации экономики, что несовместимо с дорогими кредитными ресурсами. Поэтому правительство и Национальный банк будут выстраивать свою политику таким образом, чтобы снижать процентные ставки. «Но быстро процентные ставки снижены не будут. Этому не способствует сегодня макроэкономическая ситуация, пока инфляция остается на достаточно высоком уровне. Поэтому, если будет стоять вопрос: макроэкономическая стабильность текущая, среднесрочная, либо некие локальные задачи, связанные с поддержкой каких-то предприятий и так далее, то, безусловно, правительство изберет главное — макроэкономическую стабильность. Соответственно, стоимость ресурсов будет недешевая, чтобы поддерживать ее», — разъяснил министр финансов.
При этом он выделил две позиции, которые являются ключевыми при оценке возможности снижения ставок по кредитам. Первая из них и главная — темпы инфляции в стране, вторая — достаточность международных резервов НББ. Ориентиром для банков является и процентная политика Нацбанка. «Главная задача, которая должна быть решена Национальным банком и правительством совместно, — это снижение инфляции. Добьемся снижения инфляции, будет последовательно снижаться и процентная ставка по банковским кредитам», — отметил Андрей Харковец и напомнил, что правительство ставит задачу по снижению инфляции в 2013 году до 12% годовых.
Он также подчеркнул, что любое снижение ставок по кредитам сопряжено со снижением ставок по депозитам. Поэтому банки должны трезво оценивать свои возможности и в этом направлении. Ведь резкое снижение ставок по депозитам в рублях может спровоцировать переток рублевых депозитов в валютную составляющую, а значит, в этом вопросе нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушить баланс.
Здесь нужно добавить, что с учетом того, что деньги дорогие, в бюджете заложены значительные ресурсы, позволяющие удешевлять кредиты, которые предприятия берут для своего развития. Есть целый ряд схем поддержки таких предприятий, в том числе для некоторых из наиболее эффективных проектов существует схема, когда предприятие получает кредит практически под ноль процентов годовых.
Характерна в этом плане роль Банка развития Беларуси, который является финансовым инструментом правительства, нацеленным на решение сложных задач в экономике — прежде всего, модернизации организаций реального сектора, а также реализации целевых государственных программ. Комментируя в данной связи рекомендацию миссии Международного валютного фонда, согласно которой Банк развития должен взять на себя целевое и субсидируемое кредитование в республике, министр финансов отметил, что взгляд правительства на функции и роль банка отличаются от мнения экспертов МВФ. «Надо структурировать роль этого банка в кредитовании, развитии экономики, а не ограничивать его функциональность», — справедливо считает Андрей Харковец.
К слову, создавая Банк развития, белорусская сторона ориентировалась на опыт российского Внешэкономбанка и Банка развития Китая. «Те ограничения, которые предлагают эксперты МВФ относительно нашего Банка развития, никак не вписываются в практику деятельности тех структур, которые мы брали для себя как образец функционирования банка», — заметил министр финансов. А премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович четко заявил: «Банк развития — это институт развития страны и его прибыль должна рассматриваться как источник формирования ресурсной базы для кредитования государственных программ».
Таким образом, Минск ясно дал понять, что не намерен слепо следовать советам МВФ. Беларусь будет проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, в соответствии с которой банковский сектор должен принять самое активное участие в модернизации белорусской экономики. Ну что же, как показывает жизнь, белорусские банки готовы работать в этом направлении.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.