Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Персона

№8 от 21 февраля 2013 года

ПЁТР МАШЕРОВ
ПЁТР МАШЕРОВ

О Петре Машерове, 95-летие со дня рождения которого празднуют в эти недели по всей стране, написаны книги, сотни газетных и журнальных статей, воспоминания людей, близко знавших его. Кажется, мы знаем о нем все. Но давайте остановимся на некоторых неизвестных и малоизвестных страницах жизни и деятельности этого замечательного человека. В этом нам помогут архивы и музеи Беларуси и России, встречи с его соратниками и близкими людьми.
В июле 1944 года Петр Машеров стал первым секретарем Молодечненского обкома комсомола, а через два года — с июля 1946 года — секретарем ЦК ЛКСМБ. Уже в октябре 1947 года он избирается первым секретарем Центрального Комитета комсомола Беларуси, то есть руководителем комсомола республики. Почти 7 лет Машеров находился на этом посту и приобрел большую популярность и авторитет среди молодежи Беларуси.
В июле 1954 года Петр Миронович был избран вторым секретарем Минского обкома партии, а через год — в августе 1955 года — первым секретарем Брестского обкома партии
Перед нами один из документов, хранящихся в бывшем текущем архиве ЦК КПСС (ныне ЦХСД). Это представление отдела партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам на утверждение П. Машерова первым секретарем Брестского обкома КП Белоруссии. Приведем документ полностью:
«ЦК Компартии Белоруссии просит ЦК КПСС утвердить тов. Машерова П. М. первым секретарем Брестского обкома партии. Ранее работавший в этой должности тов. Киселев Т. Я. избран секретарем ЦК КП Белоруссии.
Тов. Машеров П. М. 1918 года рождения, белорус. Член КПСС с 1943 года, образование высшее — окончил педагогический институт. В период Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении  Белоруссии, был командиром отряда и комиссаром партизанской бригады, секретарем подпольного обкома комсомола. За мужество и отвагу, проявленную в борьбе с немецкими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза. С 1947 по 1954 год тов. Машеров был первым секретарем ЦК ЛКСМ Белоруссии и с 1954 года работает вторым секретарем Минского обкома партии.
ЦК КП Белоруссии характеризует тов. Машерова как подготовленного и обладающего организаторскими способностями работника, пользующегося авторитетом в партийной организации республики. Тов. Машеров является депутатом Верховного Совета СССР и кандидатом в члены бюро ЦК КП Белоруссии.
В августе 1955 года на очередном пленуме Брестского обкома КП Белоруссии тов. Машеров с согласия ЦК КПСС был кооптирован в состав обкома и избран первым секретарем этого обкома партии.
В КПК при ЦК КПСС и секторе единого партбилета тов. Машеров проверен, замечаний нет.
Просьбу ЦК КП Белоруссии об утверждении тов. Машерова П.М. первым секретарем Брестского обкома КП Белоруссии Отдел поддерживает. Вносим на рассмотрение ЦК КПСС».
С апреля 1959 года Петр Машеров работает секретарем ЦК Компартии Беларуси, а с декабря 1962 года — вторым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси.
Это был самый последний период его относительно недолгой жизни — с марта 1965-го до начала октября 1980 года — период, когда Петр Машеров был первым секретарем ЦК Компартии Беларуси. Последние пятнадцать с половиной лет из шестидесяти двух. Ровно четверть его жизни.
Машеров любил республиканские семинары по разным проблемам народного хозяйства — в Союзе они не практиковались, а в республике давали хороший результат, вдохновляли. Каждый участник такого семинара имел возможность и себя показать, и на других посмотреть. Он возвращался домой и засучивал рукава, будучи уверенным, что новое приживется и обязательно получится.
Еще в 1970-е годы Машеров поднял вопрос о замене административных, или, как он говорил, «телефонных», методов руководства экономическими. Он предлагал коренным образом изменить систему обучения и воспитания, положив в его основу труд. Петра Мироновича привлекало наукоемкое производство. Именно Машеров буквально заставил исключить из практики все старые семена зерновых и пропашных культур и заменить их новыми, высокоурожайными. Можно сказать, что стихией его жизни были поиск и новаторство по многим вопросам.
Наряду  с положительными качествами  в характере  Петра Мироновича, как и у каждого человека, были и отрицательные черты, наблюдались просчеты в хозяйственной  деятельности,  в национальной политике. Интересную, в какой-то степени оригинальную, оценку просчетов деятельности Машерова дал заведующий отделом культуры ЦК КПБ писатель Алесь Петрашкевич:
«Об этом  неординарном человеке написано немало. Но правдивый облик его, как мне кажется, не раскрыт. Более того, фантазии одних создали  из него почти святого от власти. Для других он бесспорный  монумент  советско-большевистского рыцаря без страха и упрека. Между тем Машеров был сложной, неоднозначной, даже трагической фигурой. И — обыкновенным человеком, волею судьбы оказавшимся в обстоятельствах, когда не только история творит личность, но и личность историю.
Был ли он счастлив? Сомневаюсь. На таких властных высотах счастливыми могут быть лишь люди, не обремененные  высоким интеллектом…
Судьба моя сложилась так, что я имел возможность более  20 лет наблюдать за Петром Мироновичем, притом лет 13 из них не со стороны, а, как говорят, непо­средственно…
Я видел, как счастлив  был Пётр Миронович, когда получил от «центра»  огромные, как тогда казалось, деньги на так называемое «преобразование Полесья», а точнее — на его осушение. Каким растерянным и раздраженным он был, когда  небольшая группа писателей и ученых выступила против тотальной мелиорации. Он недоумевал, как это образованные, интеллигентные люди не могут понять и принять того счастья, которое он несет людям извечно забитого Полесья, веками гниющего в болоте. Он был сконфужен, возмущен и разгневан на псевдонауку и ученых-мелиораторов, когда понял, что целому краю, его природе нанесен непо­правимый вред — не получилось того эффекта, на который рассчитывали. А изувеченной  оказалась не только природа. Но и уклад жизни полешуков. Их традиционная культура, их мораль…». 
С именем Машерова связано и строительство Минского метрополитена.
Дело в том, что при обсуждении этого вопроса заместитель Председателя Госплана СССР В.Исаев сказал, что «нет возможности начать строительство метрополитена даже в таких городах, как Горький и Новосибирск». И 14 июля 1975 года П. Машеров, учитывая складывающуюся ситуацию, полный решимости отстоять интересы столицы БССР, направил письмо лично генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.
Всемогущее слово Генсека поставило точку в дискуссии руководителей БССР с Госпланом СССР — Л.Брежнев поддержал Машерова.
Пётр Миронович не сразу «добился» Указа о присвоении Минску звания «Город-герой». Наиболее последовательное сопротивление оказывал Председатель Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС Н. Подгорный. Утверждают, что П. Машеров воскликнул даже: «Не хотят они, чтобы наш Минск сравнялся с их Киевом».
Шестисерийный телефильм «Руины стреляют в упор» по документальной повести собственного корреспондента «Правды» по Белоруссии И. Новикова делался с явным прицелом на то, чтобы пробить ту стену непризнания героизма минчан со стороны отдельных членов Политбюро и добиться присвоения Минску звания «Города-героя». И руководители ЦК КПБ ориентировали создателей фильма на это.
Н. Подгорный потребовал, чтобы Комитет по телевидению и радиовещанию доставил ему фильм на дачу. Посмотрел и молча вернул — никакой оценки. Слишком осторожный председатель Комитета С. Лапин, не получив указания начальства, пускать фильм на телеэкран не решился, положил его на полку. Почти на три года. И все ходатайства о присвоении городу высокого звания натыкались на ту же преграду — Н. Подгорного.
В беседе с автором этих строк И. Новиков вспоминал, как Пётр Миронович рассказал ему о дальнейшем развитии событий. После заседания Политбюро ЦК КПСС П. Машеров обратился к Л. Брежневу: «Леонид Ильич, белорусские кинематографисты сделали очень интересный документально-игровой телефильм о минском подполье… Посмотрите, пожалуйста. Не пожалеете, что затратили время». Брежнев предложил членам Политбюро: «Давайте завтра посмотрим вместе».
После просмотра Петр Миронович встал и опять обратился к Брежневу: «Леонид Ильич, у вас давно лежит проект Указа о присвоении Минску звания города-героя. Поддержите, пожалуйста». Генсек спросил у членов Политбюро: «Возражения есть?». Все молчали. Даже Подгорный как воды в рот набрал. «Тогда будем считать, что решение принято», — сказал Брежнев и пожал руку Машерову. И сразу добавил: «Договорились: указ будет обнародован накануне 30-летия освобождения Минска от фашистов».
С именем Машерова связано создание мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой» и «Хатынь», открытие Кургана Славы, мемориального комплекса «Прорыв».
Именно по инициативе Петра Мироновича началась подготовка к изданию фундаментального труда «Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» в трех томах. Ему не было суждено познакомиться с книгами лично, потому что это уникальное издание вышло уже после смерти Машерова — в 1983-1985 годах.
Нужно отметить, что рядом с больными, немощными и засыпающими на ответственных заседаниях членами Политбюро ЦК Компартии Советского Союза Машеров выглядел непростительно молодым. Когда Брежнев в 1978 году с большим опозданием вручал ему Звезду Героя Социалистического Труда, он грубо оборвал Машерова, когда тот выступал с ответной речью.
Пройдет два года, и на похороны Петра Мироновича Брежнев пришлет именно секретаря ЦК КПСС Зимянина, прекрасно зная, что у Машерова с ним были прохладные отношения.
Леонида Брежнева насторожил еще один факт. Один влиятельный журнал провел опрос среди американских конгрессменов накануне выборов в президенты: кто из зарубежных лидеров мог бы стать президентом США и кого видят они на месте Брежнева? Многие ответили неожиданно: Машерова. Для Кремля это была пугающая информация, о которой знали только в ТАСС, но от газет и радио эту информацию скрыли. Есть основания полагать, что такую популярность у американцев Петр Миронович приобрел после визита на Кубу и успешных переговоров с Фиделем Кастро.
Машеров не любил и не носил головных уборов. Его темные волосы без седины были зачесаны красиво, гладко на боковой пробор. Мужское обаяние и красоту Петра Мироновича еще больше оттеняли в меру густые брови, лучистые глаза, прямой красивый нос, смуглое сухое лицо. Это был стройный, подтянутый, ни грамма лишнего веса, всегда в безукоризненно сшитых костюмах со смело подобранными галстуками и начищенными  туфлями. Машеров был всегда собран,  но не суетлив,  располагал к себе, словно готовился встретить только вас и побеседовать с вами.
Одной из отличительных черт характера Машерова были человеколюбие, гуманизм. Уже будучи первым секретарем ЦК КПБ, он оставит в дневнике такую запись: «Я очень люблю людей. Восхищаюсь людьми. Что самое прекрасное, что самое сильное, что является нашим богатством, нашим достижением, так это наши люди. Души их откликаются на все дела, на все невзгоды».

Эмануил ИОФФЕ, доктор  исторических наук



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.