Экономика

№8 от 21 февраля 2013 года

Завтра начинается сегодня
Завтра начинается сегодня
Центральным событием в экономической жизни страны на минувшей неделе, безусловно, стало заседание Совета Министров, на котором были подведены итоги социально-экономического развития Беларуси в прошлом году, а также рассмотрены планы по выполнению основных прогнозных показателей в году нынешнем. Ну, что касается результатов работы в 2012 году, то они, в общем, хорошо известны, поэтому вновь останавливаться на них не будем. Важнее, думается, сегодня посмотреть, каким образом правительство предполагает решать непростые задачи, которые стоят перед белорусской экономикой в 2013 году и, несомненно, будут актуальны в будущем.
Безусловно, на первом месте в повестке дня значатся вопросы модернизации производства. Без их решения, как не раз подчеркивал Президент, не приходится говорить о конкурентоспособности белорусской продукции на мировых рынках,  а следовательно, о зарабатывании страной валюты и,  в конечном счете, об обеспечении экономической безопасности государства. При этом ясно, что одномоментно всю производственную базу страны не модернизируешь. Поэтому в первую очередь необходимо выделить узловые точки приложения сил и средств. С данной целью правительство приняло постановление о разработке программы комплексной модернизации до 2015 года. В нем четко определен круг организаций, в обязательном порядке разрабатывающих планы модернизации, сформировано их ядро. Это 711 организаций, в уставном фонде которых  доля государства составляет более 50%, причем они формируют 60% совокупной выручки страны. Иными словами, речь идет о 711 инновационных и инвестиционных проектах, реализовать которые без поддержки государства чрезвычайно сложно, а иногда и просто невозможно.
Стоит отметить, что правительство очень тщательно подошло к их отбору.  Всем министерствам, госкомитетам и концернам страны было дано поручение подготовить и направить в Министерство экономики предложения по проектам, которые чрезвычайно важны для экономики Беларуси. Таких предложений было подготовлено 1350. Они были детально рассмотрены, прошли экспертизу в органах госуправления и государственных организациях, и из них выбрано 711 проектов. Затем по критерию значимости эти проекты были разделены на три уровня. Первый уровень составили восемь особо важных проектов общей стоимостью 8,532 трлн рублей в сопоставимых условиях 2013 года, второй — 25 важных проектов общей стоимостью почти 24 трлн рублей и третий — остальные проекты. Ожидаемый результат выполнения намеченной программы — рост выручки на одного работника от реализации в 1,7 раза до 93 тыс. долларов в промышленности и в 2 раза до 40 тыс. долларов в сельском хозяйстве.
Правда, здесь есть одно немаловажное «но». Уже сейчас становится очевидным, что среди руководства организаций, министерств, концернов, облисполкомов возникают иждивенческие настроения на предмет тотальной господдержки всех предприятий, в том числе модернизированных, забывая об условиях предоставления средств. «На сегодня проекты формируются под деньги, а должно быть с точностью до наоборот, деньги найдутся под конкретные проекты, прежде всего высокоэффективные, с быстрой окупаемостью», — отметил в данной связи министр экономики Николай Снопков.
Еще более категорически высказался на эту тему премьер-министр Михаил Мясникович. Говоря об эффективности капитальных вложений, он напомнил, что за семь предыдущих лет в промышленность было вложено за счет всех источников финансирования 31,5 млрд долларов инвестиций. «В принципе, следовало бы в промышленность направить больше. Но сегодня проблема в том, что и эти вложения дали только 19,2 млрд долларов прироста добавленной стоимости», — обратил внимание премьер. В этом-то и заключается загвоздка. И вот почему нельзя не согласиться с руководителем правительства, когда он говорит: «Сегодня, когда страна начала массовую модернизацию, на первое место следует поставить вопросы ее эффективности. Не просто модернизация ради модернизации. Каждый вложенный рубль инвестиций должен давать 2—3 рубля добавленной стоимости. Окупаемость основной массы проектов должна составлять 3, максимум 5 лет».
Понятно, что добиться этого без инвестиций и инноваций просто невозможно. Посему от руководителей всех уровней требуется уделить особое внимание инновационным проектам, которые направлены на новое качество экономического роста. «Это своего рода тест для министров и руководителей концернов на профессиональную пригодность. Способны ли руководители отраслей и регионов предложить и реализовать амбициозные проекты, именно проекты будущего», — справедливо заметил в данной связи премьер-министр.
Пока же он был вынужден констатировать, что «крайне плохо министры, руководители областей и города Минска работают над привлечением выгодных кредитных ресурсов». Так, сегодня фактически свободными остаются кредиты на 12 млрд долларов, предоставляемые по разным направлениям Китаем. В то же время по-настоящему эффективных проектов предлагается явно недостаточно. И это притом, что Национальный банк снял все ограничения на кредитование юридических лиц в валюте под модернизацию, а также рекомендовал маржу для банков в размере до 3 процентных пунктов. Сегодня длинная валютная позиция банков страны, то есть превышение валютных требований над обязательствами, составляет почти 285 млн долларов. «То есть деньги есть — нет проектов. Если точнее, то и проекты есть, но руководители не хотят участвовать в инвестиционном процессе. Почему? Не хотят рисковать, брать на себя ответственность», — считает Михаил Мясникович.
Между тем брать на себя ответственность за успешное проведение модернизации придется всем. И не завтра, а уже сегодня. Ибо времени на раскачку нет. А опоздать мы не имеем права, если хотим, чтобы страна процветала и, следовательно, нам с вами жилось лучше.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.