Репортер

№5 от 31 января 2013 года

В гостях у русской матрешки
В гостях у русской матрешки
Хохлома, матрешки, палех, гжель, павлово-посадские платки… Хорошо знакомые белорусам народные промыслы России. В советские годы считалось престижным иметь в доме ту же посуду под хохлому, жостовский поднос или палехскую шкатулку. Да и сейчас они достойно украшают наш быт. Чем же сегодня живут известные промыслы России, с какими проблемами сталкиваются, в каких направлениях развиваются? Наш корреспондент получила уникальную возможность выяснить это в рамках пресс-тура для российских и белорусских журналистов, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и «РИА Новости».
20 лет спустя
...После шумной Москвы на заснеженных пейзажах российской глубинки — Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей — просто отдыхаешь душой. До сих пор стоят перед глазами деревянные дома-теремки русских деревень — окна в белом кружеве наличников, красивые резные балконы. В них чувствуется особая энергетика, исконный дух русского народа — талантливого, мастеровитого, способного создавать и ценить красоту...
Россия испокон века славилась своими народными умельцами, удивляла богатством традиционной культуры. Но свой «золотой век» народные промыслы пережили в советские годы. Благодаря всемерной господдержке производств, созданных в местах бытования того или иного промысла, национальные сувениры «зазвучали» на весь мир.
Перестроечные годы стали для народного искусства России переломным моментом. Предприятия народных промыслов были отпущены из-под крыла государства «в свободный полет». И вот тут уж как кому повезло. У одних появились хозяева-частники, готовые серьезно вкладываться в развитие промысла. Другие, не выдержав «испытание свободой», вообще прекратили свое существование.
Конечно, государство и сегодня старается помочь народным промыслам. Ежегодно выделяются субсидии в размере 400 млн рублей, существует ряд льгот, посильную помощь оказывают региональные власти. Но, как утверждает председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин, государственная поддержка неадекватна тем вопросам, которые ставит перед промыслами жизнь. «По большому счету, вся господдержка — это меньше бюджета одной средней футбольной команды!» — с горечью констатирует он.
В первую очередь российские производители, с которыми довелось общаться в рамках пресс-тура, жалуются на непродуманность системы налогообложения. Несмотря на высокую долю ручного труда, предприятия народных промыслов платят налоги, как обычный автозавод, что ставит производства в сложное финансовое положение. Как результат — на низкие зарплаты не хочет идти молодежь. На предприятиях делают все возможное, чтобы привлечь на производство новую смену. На «Хохломской росписи», к примеру, молодым специалистам в рамках федеральной программы выделяется бесплатное жилье, которое после отработки на производстве 10 лет переходит в их собственность. Перспективным сотрудникам назначаются именные стипендии. Но проблема остается.
Впрочем, дело здесь не только в низких зарплатах. Мастера со стажем сетуют — молодежи не хватает усидчивости, терпения, ведь для того, чтобы только наработать технику росписи, нужно не менее трех лет. «Сегодня молодые люди сплошь хотят быть дизайнерами, владеть высокими технологиями. А делать руками настоящие произведения народного искусства желания нет», — сокрушается главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи Михаил Лебедев.
В новых условиях реализация изделий народных промыслов стала личным делом уже не государства, а каждого предприятия, что в корне изменило ситуацию. Если до перестройки у «Хохломской росписи» на экспорт уходило более 80 процентов изделий, то сейчас — всего около 10 процентов. На предприятии создан внешнеторговый отдел, продукция поставляется более чем в 30 стран мира. Но угнаться за объемами поставок советских лет сегодня фабрике не под силу.
В отличие от Беларуси, где продукция народных промыслов достаточно широко представлена в торговой сети, в России подобные специализированные магазины или просто отделы в универмагах — большая редкость. «У нас полностью отсутствует инфраструктура рынка. Можете себе представить, что на всю Россию всего несколько приличных магазинов-салонов, все остальное продается через пень-колоду!» — возмущается председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.
Предприятия выходят из ситуации, открывая фирменные магазины. У знаменитой «Павловопосадской платочной мануфактуры» их уже более 80. Но это крупнейшее предприятие народных промыслов, позволить себе такую сеть может далеко не каждый.
Серьезной проблемой стала и волна подделок, захлестнувшая традиционные промыслы. Те же знаменитые русские матрешки умудряются массово подделывать даже китайцы, не говоря уже о собственных «мастерах». «Самопальные» художники делают деньги, имитируя росписи под Палех, под Дымку, под Гжель и т.д. Недавно на российском рынке обнаружились дешевые подделки под павловопосадские платки, завезенные предположительно из Турции или Китая. Причем бороться с такими «плагиаторами» предприятиям достаточно сложно.
Однако, несмотря на все трудности, народные промыслы России продолжают жить. На свет по-прежнему появляются изделия, в которых бережно сохранены традиции народного искусства и читается та самая загадочная русская душа...
Роспись хохломская словно колдовская…
Хохломская роспись — один из самых известных народных промыслов России. «Роспись хохломская словно колдовская, в сказочную песню просится сама, и нигде на свете нет таких соцветий, всех чудес чудесней наша хохлома!» — искренне убеждены носители ее традиций.
Зародился промысел еще в XVII веке в нижегородском Заволжье, торговом селе Хохлома. А столицей золотой хохломы по праву называют г. Семенов Нижегородской области, где вековые традиции продолжает ЗАО «Хохломская роспись».
Постсоветские годы предприятие пережило не без потерь, пришлось сократить значительную часть коллектива. Но выстояли, и даже «приросли» цехом по производству матрешек — приняли к себе оставшихся без работы специалистов с закрывшейся «матрешечной» фабрики. Мне посчастливилось приобщиться к «святая святых» русских сувениров и не только увидеть, как рождается на свет знаменитая матрешка, но и под чутким руководством художницы расписать одну из них. Капелька, листик, цветочек — не так это просто, как кажется, скажу я вам...
Как выяснилось, матрешку расписывают в три этапа. Первая художница наносит контур и рисует личико, вторая закрашивает платок и юбку, третья наносит на фартук цветы. Своих «Матрен» они «наряжают» в одежды самой широкой цветовой палитры. Но традиционная семеновская матрешка «носит» красный сарафан и желтый платок — это один из наиболее известных образов знаменитого русского сувенира.
Что касается основной продукции предприятия — золотой хохломы, то она и сегодня поражает своей красотой и разнообразием. Предприятием зарегистрировано более 2 тыс. наименований изделий! Неудивительно, что именно «Хохломская роспись» выиграла тендер на изготовление сувенирной продукции для Олимпиады-2014 в Сочи. Матрешки, ложки, кружки, другая продукция с логотипом предприятия станет одним из символов этого значимого события.
Признаюсь честно, мне всегда было интересно — в чем «секрет» хохломского «золота»? Как выяснилось, эту особую технологию получения золотого блеска придумали в XVIII веке монахи-старообрядцы, которые бежали от преследований в Семеновский край. Причем технологический процесс с тех пор изменился весьма незначительно.
— Вот такую чашу покрывают грунтовкой, наносят олифу (проваренное льняное масло), втирают алюминиевый порошок — получается металлический зеркальный блеск. После этого художница расписывает и лачит изделие, потом его закаливают в печи при температуре 120 градусов. И чаша становится золотой! — раскрыла все секреты одна из сотрудниц фабрики.
В отличие от матрешки, которая поэтапно расписывается разными художницами, каждое изделие под хохлому расписывает одна — даже если это набор посуды из 72 предметов. Так же, как человек может отличить из тысячи свой почерк, каждая хохломская художница может отличить свою роспись!
По словам главного художника предприятия Валентины Дашковой, часть изделий выпускается уже не один десяток лет, поскольку по-прежнему пользуется у покупателя спросом. Вместе с тем, ассортимент фабрики нельзя назвать застывшим, он регулярно обновляется. Быть или не быть каждой новой работе, решают с обязательным участием искусствоведов — на предприятии по-прежнему бережно хранят традиции уникальной хохломской росписи.
(Продолжение следует).


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Репортер газеты «7 дней» побывала в необычном музее под открытым небом — единственном в стране музее мелиоративной техники в городе Жабинке.

Новогрудская земля богата историческими памятниками и событиями, происходившими на ней. Здесь много интересных мест, которые привлекают туристов со всего мира. Это и Новогрудский замок, и музей-усадьба Адама Мицкевича, и озеро Свитязь. Однако есть на Новогрудчине и уголки, которые мало кому известны, но для истории не менее ценные.

На прошлой неделе к нам наконец-то пришла настоящая зима: с обильными снегопадами, морозами, порывистыми ветрами, коварной «Даниэллой» и вспыльчивой «Эммой». Зимняя погода, кроме радости ребятне и взрослым — любителям санок, лыж и коньков, принесла немало хлопот и даже бед. Службы ЖКХ перешли на работу в усиленном режиме. И здесь особая роль отведена дорожной снегоуборочной технике.

Как давно вы бегали? Не залетая с предпоследней ступеньки эскалатора в отправляющийся вагон метро, не мчась сломя голову с работы за ребенком в детский сад и не опаздывая с утра на важную встречу, балансируя с чашкой кофе в одной руке и феном — в другой. Как давно вы бежали, чтобы бежать? И представляете ли вы, что можно бежать 24 часа кряду? Как наша сегодняшняя героиня — Елена МАКОВСКАЯ, белоруска, которая живет в США и занимается непривычным для белорусов видом спорта — суточным бегом. В Аризоне 19 декабря она попробует побить национальный рекорд Беларуси (сейчас он составляет 198 км) и пробежать около 140 миль (чуть больше 225 км) за сутки.