Экономика

№4 от 24 января 2013 года

Приоритеты модернизации
Приоритеты модернизации

Центральным событием в стране на минувшей неделе, безусловно, стала пресс-конференция Президента Беларуси для отечественных и иностранных журналистов. Значительное место на ней вполне естественно заняли ответы на многочисленные вопросы, касающиеся перспектив развития белорусской экономики.

В многообразии затронутых в этом контексте тем я бы все-таки особо выделил тему модернизации производства, которой в Беларуси сегодня придается, без преувеличения, общегосударственное значение.
Неслучайно глава государства подчеркнул предельно четко: «Вопрос не стоит: надо или не надо. Это вопрос жизни. У нас нет выбора. Усиливается конкуренция. Наши основные рынки по экспорту — Россия и Евросоюз на месте не стоят. Они богаче, сильнее. Такая наша судьба — если не модернизируемся, мы от них отстанем, а значит, не продадим наш товар. Он будет просто неконкурентоспособен. Поэтому модернизации быть. Через 5—7 лет закончится вот этот «российский» период в ВТО и все будут в равных условиях. Нам нужна дешевая конкурентоспособная продукция. Если мы хотим жить, нам нужно продолжать модернизацию сельского хозяйства, транспорта, логистики, надо создавать новую промышленность, что мы и делаем».
 Однако если с необходимостью модернизации все ясно, то в способе ее проведения появился новый акцент, на который, как мне кажется, далеко не все обратили должное внимание. Имею в виду то, что Беларусь не будет идти путем массовой модернизации. Вместо нее будут выбраны приоритетные направления, которые в будущем дадут значительные результаты, на них и будут выделяться средства.
Представляется, что к такому выбору власти подтолкнула очевидная неудача с модернизацией деревообрабатывающей отрасли. В свое время на реализацию соответствующей программы были взяты значительные иностранные кредиты, выделены немалые государственные средства. А в итоге большинство заявленных проектов не реализовано до сих пор, деньги же утекли, словно песок сквозь пальцы.
Урок пошел впрок. Да, и теперь каждое предприятие должно иметь план развития производства. Но средства, как раньше, огулом выделяться не будут. Правительство сейчас прорабатывает 15 значимых проектов модернизации, которые дадут значительные подвижки. Срок их реализации — два года. Причем за каждый проект тот орган власти, который его курирует, будет отвечать, по словам Президента, головой. При этом никакой распродажи собственности ради получения денег на проведение модернизации не будет. «Есть кредиты, есть собственные средства — их и надо направлять на модернизацию», — заметил глава государства.
Логика понятна. Отныне каждый инвестиционный проект, связанный с модернизацией производства, должен иметь конкретный срок реализации и выполняться за счет денег, которые предприятие зарабатывает само, касается это собственных средств или взятых кредитов, подлежащих возврату в определенное время. Данное требование, с одной стороны, повышает ответственность  предприятий, а также органов госуправления, в ведении которых они находятся, за своевременное и качественное осуществление инвестпроектов. С другой — делает более привлекательным инвестирование в эти проекты, поскольку укрепляет уверенность инвестора в эффективном использовании и получении должной отдачи от вложенных средств.
Характерна в этом плане уже первая реакция иностранных инвесторов на затронутую в ходе пресс-конференции тему модернизации ОАО «Камволь» в Минске. Президент рассказал, что модернизация там начнется в апреле, как только потеплеет. Будут приведены в порядок помещения, проведен ремонт, поставлены новые станки. Причем ремонт будет сделан за собственные средства — кредиты будет брать предприятие. А на станки кредиты выделяет Европейский союз, в частности, в этом заинтересованы в Германии. «Так мы будем модернизировать наши предприятия», — заявил глава государства. Он также добавил, что после его визита на «Камволь» предприятием заинтересовались инвесторы из Европы.
И не просто заинтересовались. Например, турецкая сторона уже выразила готовность участвовать в финансировании инвестиционного проекта по модернизации текстильного производства на предприятии. Об этом, в частности, заявил заместитель управляющего банка Turkeximbank Алааттин Метин. Причем турецкий банкир особо отметил безупречную кредитную репутацию Беларуси. Данный факт, кстати, имеет первостепенное значение. Ибо, с одной стороны, свидетельствует о высокой степени доверия серьезных иностранных инвесторов к нашей стране, а с другой — позволяет нам вести с ними переговоры на равных, а не с протянутой за помощью рукой. Неслучайно, говоря об участии зарубежных инвесторов в модернизации «Камволя», белорусский лидер подчеркнул: «Мы ведем с ними переговоры на определенных условиях. В частности, они берут на себя обязательства продавать половину продукции на своих рынках в ЕС». Учитывая необходимость наращивания объемов экспорта в условиях острейшей конкуренции на международном рынке текстиля, значение данного обстоятельства трудно переоценить.
Впрочем, это касается всех отраслей белорусской эконо
мики.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.