Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Здоровье
>>>



Компетентно

№49 от 06 декабря 2012 года

Как улучшить подготовку водителей?
Как улучшить подготовку водителей?

Тема безопасности дорожного движения всегда на слуху. Автошкол в Беларуси много, права получить может практически каждый. В то же время все чаще слышны разговоры о низком уровне подготовки водителей, общество потрясают новости о страшных авариях на дорогах. Как повысить мастерство и, главное, ответственность водителей? Нужно ли проводить психологическое тестирование будущих водителей? Как усовершенствовать систему сдачи экзаменов в ГАИ? На эти и другие вопросы отвечают заместитель директора УП «Белтехосмотр» Михаил Свистун, заместитель председателя центрального совета ДОСААФ — начальник отдела идеологической и организационной работы Владимир Сероштан и старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Станислав Соловей.
Корр. БЕЛТА: — Как вы оцениваете качество подготовки водителей? Достаточно ли у нас автошкол и все ли они могут качественно привить водительские навыки?
Михаил Свистун: — В целом качество обучения водителей в Беларуси можно назвать удовлетворительным. Те организации, которые в свое время на низком уровне готовили водителей, с этого рынка ушли. Если смотреть по количеству учебных организаций, то их достаточно, а в некоторых регионах, может быть, их число даже избыточное.
На 1 октября в стране было 515 учебных организаций, которые охватывали все города и районы. Из них 74 в Минске. Это очень много. Возможно, поэтому в столичных автошколах упал набор. Поэтому мы рассматриваем вопрос об ужесточении в ближайшее время требований к обучению.
Владимир Сероштан: — На наш взгляд, вопрос подготовки водителей в республике следует пересмотреть и четко определить, кто должен их готовить. По мнению руководства ДОСААФ, этим должны заниматься исключительно компетентные организации соответствующего уровня, имеющие профессиональные кадры и необходимую учебно-материальную базу. Сегодня водителей готовят ДОСААФ, Минтранс, Минобразования и частные автошколы. Причем частных автошкол становится все больше. Мы считаем, что с тем уровнем подготовки, который существует в этих школах, и, главное, с их учебно-материальной базой, таких организаций не должно быть столь много.
И если мы говорим о конкуренции по привлечению людей на обучение в автошколы, то это должна быть конкуренция на равных условиях. Пусть наши конкуренты точно так же создают свою учебно-материальную базу, имеют свои автодромы. В остальных мы видим не конкурентов, а тех, кто пытается на вопросе подготовки водителей получить только личную выгоду.
Корр. БЕЛТА: — По вашему мнению, какие принципиальные изменения должны произойти в системе обучения водителей, чтобы из автошколы они выходили более подготовленными к реальным условиям? Нужно ли увеличить количество часов на вождение?
Владимир Сероштан: — Программы обучения вождению прошли испытание временем, и мы не видим необходимости их коренного изменения. В то же время нужно учитывать, что сегодня около 70% тех, кто приходит учиться в автошколы, уже сидели за рулем. Чаще всего родители начинают их учить еще с 13—14 лет, правда, это не оговорено законом. Такие люди приходят более подготовленными. К тому же кому-то быстрее дается теория, кому-то нужно меньше занятий, чтобы освоить практику. Это приводит к необходимости дифференцировать обучение в автошколах по уровню подготовки курсантов.
Михаил Свистун: — Количество часов пока увеличиваться не будет, но однозначно будет дифференцированный подход. Возможно, мы разработаем минимальный и максимальный уровень.
Корр. БЕЛТА: — Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак недавно сообщил, что Минтранс пересматривает подходы к организации подготовки водителей в автошколах. Сами же представители автошкол сетуют, что старые программы отменены, а новых еще нет. Михаил Сергеевич, проясните, пожалуйста, ситуацию.
Михаил Свистун: — Действительно, в этом году полномочия по утверждению программ были переданы Минтрансу. Новые программы утверждены постановлением министерства №47 от 23 октября 2012 года. «Белтехосмотр» не является их разработчиком, этим занимается Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника». Если была задержка с их размещением и опубликованием, то это, я думаю, в первую очередь связано с большим объемом работ, потому что на сегодня переутверждено 18 программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей по разным категориям.
Пока программы только переутверждены. Изменения и дополнения будут вноситься в начале следующего года. Пакет предложений в настоящее время изучается, в том числе Генеральной прокуратурой. Мы запрашивали мнение у всех учебных организаций, размещали эту информацию на сайте. Все эти предложения будут учтены. Но по количеству часов практики и теории пересмотра не будет.
Корр. БЕЛТА: — Станислав Иванович, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий, можно ли нарисовать портрет типичного нарушителя ПДД — пол, возраст, стаж вождения, класс автомобиля, социальный статус и др.?
Станислав Соловей: — По картинке нарушителя ПДД — это молодой водитель. Имеется в виду и стаж в месяц или два, и молодой возраст — лет 20—25, до 30. Конечно же, большинство из них — это молодые мужчины. Стаж вождения многих нарушителей — от года до трех лет, когда не наработан еще большой опыт вождения, но водитель уже чувствует себя асом за рулем. Он проехал, может быть, какие-то 10 тыс. км, что крайне мало для того, чтобы набраться мастерства и опыта. Что касается класса автомобиля — это в основном подержанные иномарки 5—15 лет. О социальном статусе сказать сложно. В принципе, от статуса поведение не зависит.
Анна Калтыгина, г. Минск: — В своеобразных рейтингах ГАИ нередко можно встретить школы, в которых процент неудовлетворительной сдачи составляет 94,5%. Не проще ли отзывать лицензию у таких школ?
Михаил Свистун: — При процедуре сертификации автошкол, безусловно, учитывается процент неудовлетворительной сдачи экзаменов с первого раза. Если руководство автошколы не согласно с рейтинговой оценкой, оно вправе самостоятельно провести соответствующий анализ, но голословно утверждать о недостоверности рейтинга — это пустая трата сил.
Можно не сдать экзамен с первого раза, учитывая волнение, другие факторы, но непонятна ситуация, при которой с этой задачей справляются всего два-три человека из группы в 30 человек. Это свидетельствует о низком уровне подготовки. Поэтому надо разбираться в учебном процессе, какие есть недоработки и кто конкретно виноват — мастер или преподаватель. Порой вместо 40 часов практического вождения по факту предоставляется 20 часов. При изучении теории преподаватели зачастую просто раздают билеты, не утруждаясь объяснениями.
Р.И. Иванюшин, г. Минск: — Планируется ли использовать во время экзаменов по вождению в ГАИ видеорегистраторы? И будут ли обязывать автошколы устанавливать такие приборы в учебных автомобилях?
Владимир Сероштан: — Мы уже начали устанавливать на учебных автомобилях записывающие видеоустройства, но это не такой быстрый процесс, ведь автомобилей много. Тем не менее, положительный эффект мы уже ощущаем: всегда можно вести контроль за процессом обучения, вносить коррективы. Другое дело — те машины, на которых курсанты сдают итоговый экзамен в ГАИ. Их не такое большое количество, и я считаю, что все их следовало бы оснастить видеорегистраторами. Это исключит любое давление на обучаемого со стороны инспектора, случаи грубого отношения к обучаемому, которые, к сожалению, пока случаются. Такое нововведение должно повысить процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза.
Кроме того, с нашей точки зрения, на экзамене в ГАИ в автомобиле вместе с учеником должен находиться и мастер, который его обучал вождению. Для сдающего это очень важно и нужно, прежде всего с психологической точки зрения.
Станислав, г. Гродно: — В Могилеве на базе Объединенной технической школы №1 ДОСААФ начали обучать вождению инвалидов-колясочников. Когда такие автошколы появятся в других городах и в столице?
Михаил Свистун: — Школ, которые обучают вождению инвалидов-колясочников, в Беларуси уже четыре. Увеличение их количества зависит от спроса на данный вид услуг. Такие школы требуют дополнительных затрат, оборудования, автомобилей, а если спрос будет низким, то они не окупятся. В настоящее время потребности населения по данному вопросу полностью удовлетворяются.
Не так давно Минздрав начал выдавать справки о годности к управлению автомобилем с коробкой-автоматом. Соответственно, будут вноситься изменения в программу подготовки инвалидов-колясочников. Мы в свою очередь пойдем навстречу и постараемся предоставить соответствующие условия: будет разрешено обучение вождению людей с ограниченными возможностями на автомобилях с коробкой-автоматом, раздельное обучение (теория преподается в одной организации, а практика — в другой), будут вноситься изменения в существующие временные ограничения при подготовке.
Полную версию онлайн-конференции читайте на сайте http://www.belta.by.

Подготовила Лана КРИСТОВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Среди медработников организаций, которые борются с туберкулезом, в 2017 году впервые не выявлено ни одного случая проф- заболевания.

Отечественная служба онкологии ежегодно регистрирует рост количества пациентов с диагнозом «злокачественная опухоль».

За 2016 год охотугодья хозяйств системы БООР посетили 1 548 иностранных охотников, проведено 649 охотничьих туров. Доходы при этом составили почти 600 тыс. евро. В 2017 году наблюдался рост: 1 737 иностранных охотников, 718 охотничьих туров, доходы составили почти 700 тыс. евро. За год к нам приезжают до 2 тыс. иностранных охотников из таких стран,как Польша, Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Эстония.

Людей в города влекут различные блага цивилизации, важнейшие из которых – водопровод и канализация.