Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>



Социум

№48 от 29 ноября 2012 года

Когда точку ставить рано…
Когда точку ставить рано…
Наш информационный интерес вполне постоянен: помимо курсов валют, цен на основные продукты и жилищно-коммунальные услуги, на протяжении всей своей сознательной жизни мы интересуемся новостями спорта. Радуемся и огорчаемся, обсуждаем на работе и дома победы и поражения любимых спортсменов, и всегда находим в прошедших спортивных соревнованиях что-то новое, неожиданное для себя. Спорт давно стал для подавляющей части населения не только нашей страны, но и всего мира частью жизни. Феномен спорта и прост, и сложен одновременно. По привязанности к тому или иному виду спорта можно с уверенностью судить о характере человека и о его пристрастиях — не только спортивных, но и личностных. Спорт, как и искусство, стирает национальные границы. Он в своем высшем проявлении позволяет выкристаллизовать все позитивное и выявить с высокой степенью точности показатель объективности,
к которому человечество всегда будет стремиться, но, увы, никогда не достигнет.
Наша беседа с заслуженным тренером СССР и БССР, заведующим кафедрой физвоспитания и спорта Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, профессором, почетным гражданином города Гродно Вячеславом Александровичем Максимовичем с разговора о спорте постепенно перешла к более сложным и одновременно простым вопросам. Как говорят в народе, разговор получился не по службе, а по душе.
 — Вячеслав Александрович, а что вообще такое спорт, на ваш взгляд?
 — Спорт — это одна из форм выявления взаимоотношений между людьми.
 Во всяком случае, в том виде, которым я занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Я предельно субъективен, когда речь идет о борьбе. В нашем виде спорта это наиболее очевидно, так как он контактный. В неконтактных и игровых видах это, может, не так заметно, но тенденция та же. И неважно, кто победил, а кто проиграл. Главное — это выявление взаимоотношений при абсолютном приоритете уважения друг к другу. В спорте уважение к сопернику абсолютный императив. Малейшее отклонение от этого — прямой путь к поражению.
 — ХХ век — век спорта. Мы перешли в новое столетие и тысячелетие, но так и не ответили на вопрос, может ли быть спорт вне политики. Что вы думаете по этому поводу?
— Давайте не будем обманывать друг друга. На мой взгляд, спорт и есть лучшее проявление политики. Он объединяет как левых, так и правых. И проявляется не только во внешней, но и во внутренней политике. Ответ на этот вопрос может показаться длинным, но без исторического экскурса не обойтись. Мы часто вспоминаем советские спортивные достижения. А с чего начинался советский спорт? С Декрета ВЦИК об обязательном обучении военному искусству. Он вышел 22 апреля 1918 года, в день рождения Ленина, когда вся страна еще воевала на полях гражданской войны. За физическим состоянием бойцов следила специальная структура — Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск. Сокращенно Всеобуч.
25 мая 1919 года, через год после учреждения Всеобуча, несмотря на то, что страна еще воевала и на внешнем, и на внутреннем фронтах, в Москве на Красной площади прошел парад физкультурников. Принимал его сам Ленин.
Ленин, Троцкий, Дзержинский считали, что восстановлением страны должны заниматься здоровые люди — как морально, так и физически. Так уж получилось, что советский спорт родился вместе с рождением советской власти. Государственная политика была направлена на то, чтобы привить простому народу любовь к спорту. Москва была увешана лозунгами: «Физическую культуру в массы», «Каждый завод должен иметь спортивную площадку», «Да здравствует солнце, воздух и вода». В Москве 20-х еще голод, но спортивные праздники проводятся хотя бы раз в месяц. В эти дни по столице разъезжают агитационные трамваи под номером «А» с открытой платформой, на ней свои физические возможности москвичам демонстрируют гимнасты и штангисты. Первое десятилетие советской власти — это развитие всех видов спорта. Но самыми популярными были тогда легкая атлетика, стрельба, метание гранат, городки. Спортом занимались практически все. Только не понимали одного: почему партия плохо относится к спортивным состязаниям.
Считалось, что азарт и установка на победу во что бы то ни стало — это наследие капитализма. Проводившиеся чемпионаты по всей стране носили полупрофессиональный характер. Желание выиграть, обойти соперника не приветствовалось, за одним исключением — в навыках владения оружием.
Все изменилось после решения провести в Москве I Всесоюзную Спартакиаду. В Москве в середине 20-х годов не было ни одного большого стадиона, поэтому специально к Cпартакиаде на Ленинградском проспекте был построен стадион «Динамо».
На I Спартакиаду в Москву приехали рабочие и спортсмены из 14 стран. Их было всего 600 человек. СССР в то время был практически отрезан от внешнего мира. 12 августа 1928 года по Красной площади бок о бок прошли советские спортсмены и их соперники из Финляндии, Франции, Англии, Германии. Советских спортсменов было 30 тысяч. Опыт той Спартакиады пригодился Москве даже во время подготовки в Олимпиаде 1980 года. И силы, потраченные властями в тот период, не пропали даром. Мы победили в Великой Отечественной войне еще и благодаря тому, что советский солдат был физически более выносливым, нежели немецкий. Даже несмотря на то, что продовольственное снабжение Красной Армии, особенно в первые два года войны, не шло ни в какое сравнение со снабжением войск вермахта.
А внешнеполитический аспект поясню на примере Гродно. После победы на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене Ольга Корбут училась у нас в университете, тогда это был педагогический институт. Нам в университет приносили мешками письма со всего мира, на конвертах было написано: «СССР. Ольге Корбут». Мы читали эти письма, переводили их, анализировали отклики любителей спорта. Наш гродненский писатель Алексей Карпюк долго не решался взяться за написание книги о Корбут. Но когда я показал ему гору писем, которые приходили в Гродно, он согласился. И написал книгу «Чудо в косичках». Эта книга была очень популярна
в 70-е годы не только у нас в стране, но и за рубежом. Победы Корбут, ее турне по Северной Америке дали старт развитию этого вида спорта в США и Канаде. А о Гродно заговорили во всем мире.
— Итоги Олимпиады в Лондоне вызвали громкие отставки в спортивном ведомстве в нашей стране. В кулуарах мне приходилось слышать сочувственное мнение по отношению к бывшему министру спорта. Дескать, как ему руководить спортивным ведомством, если главы спортивных федераций — сплошь большие начальники: министр внутренних дел, председатель КГБ, председатель горисполкома и так далее. Назначение нового министра спорта из МЧС многие журналисты приняли в штыки: назначен человек, далекий от спорта. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу.
— Опять возвращаю вас в советское прошлое. Многие советские спортивные руководители были партийными функционерами. К примеру, Сергей Павлов, пятнадцать лет возглавлявший Госкомспорт СССР, девять лет был первым секретарем ЦК ВЛКСМ. То же самое можно сказать и о Марате Грамове. Были ли они успешными руководителями? Не то слово. Это было золотое время советского спорта. Это первое. Второе, человеку, назначенному на должность министра спорта, сочувствовать нельзя. Понимать нужно, но не сочувствовать. Любая министерская должность предполагает, что человек, на нее назначенный, не из робкого десятка. Это тот случай, когда человек, возглавивший целую отрасль, должен руководствоваться одиннадцатой заповедью: не бойся. Тем более — министр спорта. В любой стране мира этот министр — фигура политическая. Прежде всего потому, что он должен быть стратегом. Кто упрекнул бы бывшего или вновь назначенного министра, если он предложит программу возрождения и финансирования спортивной гимнастики и скажет, что результат будет не в этом олимпийском цикле, а в следующем? Никто! Все поддержат, потому что понимают, что спортсмен высшего уровня — продукт штучный и его подготовка занимает по времени от пяти до десяти лет и более.
Я тоже в некотором роде спортивный функционер. И с учетом своего возраста и опыта скажу откровеннее: в нашей современной белорусской журналистике, особенно в независимой и оппозиционной прессе, уже лет десять проглядывается явный крен в сторону политизации любого управленческого решения. Но это одна часть проблемы. А другая состоит в том, что если вы во власти и при должности, но главным залогом успешности своей чиновничьей карьеры видите аппаратное балансирование, отставка неизбежна. Что и произошло с некоторыми ответственными спортивными руководителями в Беларуси. А что касается нового министра спорта, то я уверен, что все у него получится. Только человек, не знающий, что такое МЧС, может говорить, что выходец из этого ведомства далек от спорта.
 — Как вы оцениваете состояние физической подготовки современной молодежи? Есть ли здесь проблемы?
 — Хотелось бы сказать, что все хорошо, но не могу. Мы в университете в зависимости от рекомендаций врачей определяем студентов в различные группы по физической нагрузке на плановых занятиях. Занятия строятся по трем разделам: спортивные занятия, тренировки с различным уклоном в зависимости от способностей и желания и по интересу. Каждую субботу проводятся факультативные занятия. У нас в университете самая большая кафедра по числу преподавателей. По субботам и воскресеньям на кафедре всегда кто-то дежурит. Но проблема с посещением факультатива есть. Кто из сельской местности, тот на выходные уезжает к родителям, горожане предпочитают отдых дома на диване. Результат нали-
цо — с каждым новым набором растет количество специальных медицинских групп.
Это не только университетская проблема. Это проблема и школы. Нам добавили в школе еще один урок в неделю по физподготовке. Разумеется, хотелось бы больше — каждый день. Получается пока слабо. Срабатывает психологический фактор. Как преодолеть эту крепость под названием лень, сказать пока не могу. Хотя все руководство университета, начиная с ректора, показывает пример молодым. Весь ректорат любит спорт и активно им занимается.
— Вячеслав Александрович, вы действующий тренер спортсменов высшего уровня. В чем сложность отношений тренер — ученик и причины возможных конфликтов, информация о которых постоянно появляется в прессе?
 — У нас в борцовской среде вообще-то не принято выносить конфликтные ситуации на страницы газет. Это традиция, причем не только в нашей сборной, но и в сборных практически всех ведущих борцовских держав мира. Но трудные расставания все же возникают. Я тренер и именно с этой точки зрения  отвечу на ваш вопрос. Если я как личность перестану совершенствоваться, мой интеллектуальный «потолок» сравняется с учеником или станет ниже, и расставание будет неизбежным.
Если в подтексте вашего вопроса вы хотите услышать мое мнение о конфликте Корбут и Кныша, то здесь не все так однозначно. Я не верю в ту грязь, которая была вылита на Ренальда Ивановича. Он человек крайне сложный и противоречивый. Ренальд Кныш в мировой спортивной гимнастике тренер №1 ХХ столетия. Его система многими не понята и не изучена. Отделить в его работе творческое от спортивного крайне трудно. Он мне как-то сказал, что если бы не стал тренером, то стал бы писателем.
 —Как вы оцениваете состояние спорта высших достижений на сегодняшний день на Гродненщине?
 — Одним словом: увы! Но это тот вопрос, когда точку ставить рано. У нас ведь олимпийские традиции очень сильны. О Корбут я уже говорил. Но ведь еще есть двукратный олимпийский чемпион в самой престижной в тяжелой атлетике весовой категории Александр Курлович. Есть два уроженца Ошмян Александр Каршакевич и Андрей Барбашинский — легенды мирового гандбола. Несомненно, возродится и школа стрелков. Ирина Шилова и Константин Лукашик — ярчайшие представители золотого олимпийского правила, которое гласит, что победы зачастую достаются тем, от кого их не ждут, когда нет психологического давления. И Ирина, и Константин — олимпийские чемпионы.
— Вячеслав Александрович, спортивная медицина и допинг — это одно и то же или между ними есть разница? Если она есть, как соблюсти баланс и преодолеть те крайне неприятные истории, которые произошли с белорусскими спортсменами?
 — Разумеется, между спортивной медициной и допингом есть разница. А если сказать более жестко и конкретно — это совершенно разные сферы, как по форме, так и по содержанию. То, что в списке запрещенных препаратов есть перебор, очевидно для всех. Приведу пример из далекого прошлого. В 1976 году в Инсбруке лыжница Галина Кулакова простудилась и закапала нос эфедрином. В то время эти капли прописывались даже детям, начиная с полугода. В чем состоял допинг, как эфедрин помог Кулаковой завоевать бронзовую медаль, не знал никто. Но этот препарат был включен в список запрещенных. Итог – медали ее лишили. Если, не дай Бог, спортсмен заболел, лечить его крайне трудно — и то нельзя, и это нельзя. Но таковы правила, и они существуют для всех.
Теперь о спортивной медицине. В Китае перед пекинской Олимпиадой работало более ста институтов по спортивной научной проблематике. В Канаде перед Олимпиадой в Ванкувере подготовкой канадских спортсменов занимались четыре научных центра. Итоги всем известны. И китайцы, и канадцы на домашних Олимпиадах произвели фурор. У нас в стране также не все так плохо, как это иногда показывает пресса. Проблемы есть, но они решаются. В Гомеле работает лаборатория, которая готовит для тренеров экспресс-информацию по состоянию здоровья спортсменов: в какой период добавить спортсмену нагрузку, а где дать организму отдохнуть.
В Гродно мы планируем также создать комплексную научно-практическую лабораторию с привлечением ведущих ученых различных вузов и Национальной академии наук. Это отдельный наболевший вопрос, требующий особого внимания. Полагаю, мы к нему придем.
— Помимо того, что вы — спортивный тренер, вы также и представитель высшей школы, заведующий кафедрой университета. Министр образования Сергей Маскевич обратил внимание на то, что результаты тестирования по точным наукам всеми признаны откровенно слабыми. Нужно что-то делать. И мнения разделились. Одни винят во всем переход с 12-ти на 11-летнюю форму обучения, другие предлагают увеличить учебный год с 9 до 10 месяцев, третьи — увеличить количество уроков, ссылаясь на советский школьный опыт. А что вы думаете по этому вопросу?
     — Сергей Александрович знает, о чем говорит. В этих вопросах он специалист высшего уровня. И как человек, и как педагог, и как ученый. Я пришел работать в университет в 1970 году. В этом же году Сергей Александрович поступал в наш институт (тогда он назывался пединститутом). Во время вступительной кампании у него умер отец. Ректорат счел возможным позволить сдать вступительные экзамены после похорон отца. Сдал он их на «отлично». По уровню волевых усилий я часто ставлю его в пример многим спортсменам. Простой сельский парень (как и его брат, кандидат физико-математических наук, работающий у нас) из многодетной семьи не только получил образование, но и состоялся как личность.
 А теперь конкретизирую свой ответ. Нет и никогда не будет единой универсальной системы проверки знаний. Система образования динамична и всегда субъективна. Я учу и одновременно учусь. Не может одно решение по контролю знаний работать эффективно и без сбоев на протяжении 10 лет. Я имею в виду централизованное тестирование. У него есть много сторонников, но и много противников. Спору нет, коррупционная составляющая при поступлении в вузы в настоящий момент, пожалуй, исключена. Централизованное тестирование сняло этот вопрос.  Но централизованное тестирование за последние годы породило новый сегмент в нашей экономике — систему платных услуг. Говоря словами известного российского педагога Евгения Ямбурга, школьный учитель превратился в менеджера по продаже общеобразовательных услуг. И никого не удивляет тот факт, что уже с начальной школы услуги репетиторов пользуются спросом.
Замечу, что цены на эти услуги стабильны, какой бы финансовый кризис не был в стране. О их качестве говорят результаты тестирования по точным наукам. Удовольствие это не из самых дешевых. И в выигрыше оказались дети материально обеспеченных родителей. С первого класса и дети, и родители, и учителя настроены только на сдачу тестов. Никого уже не удивляет, что в некоторых школах на родительских собраниях или в частных беседах родителям говорят: наймите репетитора. Речи о том, в какой области не успевает ребенок, нет. Рецепт прописывается один. Школьный пробел в точных науках «тянет» деньги из родителей и в вузах. Это не мое мнение, посмотрите интернет или рекламные газеты: везде предлагаются услуги по написанию дипломных проектов, расчетно-графических упражнений, курсовых. Цены приличные. Что из этого следует? Системе контроля за сдачей школьных экзаменов и экзаменов при поступлении в вузы нужна модернизация. Это тот случай, когда конечный результат определяет всю систему подготовки ребят. Тесты должны остаться, но они не должны быть иконой, на которую нужно молиться. И в заключение приведу слова изобретателя автомобильного стартера Чарльза Кетеринга: «Если бы о Томасе Эдисоне, братьях Райт и Генри Форде судили по результатам тестирования на коэффициент умственного развития, они бы и на галерку не пробились». Комментарии оставляю читателям.
— У вас много учеников. А кто из них более всего дорог вам?
 — Все. С каждым из них были связаны и свои надежды, и разочарования. Но все они состоялись. И трехкратный чемпион Европы Анатолий Федоренко, чемпионы Европы Александр Шестаков и Сергей Артюхин.
Я часто вспоминаю Олимпиаду в Атланте — первую летнюю Олимпиаду, когда мы выступали самостоятельной командой. Ничего не получалось, и вдруг Александр Павлов, мой ученик, становится серебряным призером. Мы все радовались, как дети. Это была первая медаль суверенной Беларуси на летних Олимпийских играх.
 — А как семья, хватает ли на нее
времени?
 — С семьей мне повезло. У меня двое детей —сын и дочь, четверо внуков. Сын — мастер спорта по греко-римской борьбе, юрист, дочь работает на том же факультете, что и я. Все как у всех. Работа, семья, дача. Строительная специальность, полученная в Ростове-на-Дону, в жизни пригодилась.
— Спасибо за беседу и до встречи. Удачи и того оптимизма, с которым вы живете и дарите его другим!


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Беларуси случается более пяти тысяч пожаров в год. И зачастую после трагедии очень важно найти ответы на множество вопросов: какие условия способствовали возникновению пожара? Где находился очаг возгорания?

Бюджет формируется из нескольких источников: средства международных проектов (46%), членские взносы (29%), гуманитарные грузы (9%), пожертвования населения (7%) и корпоративные (5%).

Самая важная рекомендация, которую дает Марина Александровна: «Главное – любить детей и не бояться трудностей!» И ежедневно доказывает это своим примером.

Правила дорожного движения многие иногда называют законом жизни.