Экономика

№44 от 01 ноября 2012 года

Кесарю – кесарево
Кесарю – кесарево
На минувшей неделе получила логическое продолжение тема, остро обсуждавшаяся недавно в ходе разбора положения дел в кондитерской промышленности страны. Напомню, что тогда Президент в числе прочих жестко поставил вопрос о роли и месте наблюдательных советов, их председателей в деятельности крупнейших предприятий отрасли – акционерных обществ  «Коммунарка» и «Спартак». В частности, его возмутил тот факт, что представители государства, по определению призванные блюсти государственные интересы, на деле пошли на поводу у недобросовестного инвестора, который заботился лишь о том, чтобы потуже набить собственный карман. Иными словами, владельческий надзор осуществлялся в высшей степени формально.
И вот теперь на рассмотрение Президента был вынесен подготовленный правительством проект указа, регулирующего вопросы управления принадлежащими государству акциями. Суть документа заключается в резком усилении роли наблюдательных советов акционерных обществ с долей государства, устранении в их работе формализма.
Вопрос, прямо скажем, чрезвычайно актуальный. Ведь сегодня в собственности у государства находятся акции 1738 открытых акционерных обществ. И в наблюдательном совете каждого из них — представитель государства. Да вот беда: взглянув на качественный состав таких представителей, убеждаешься, что это далеко не всегда те люди, которые там нужны. Как резонно заметил в данной связи Президент, представитель должен быть не просто «оком государства, но высокопрофессиональным специалистом, который должен информировать и принимать соответствующие решения, если это нужно, по проблемным вопросам работы акционерного общества».
Пока же, с сожалением констатировал Александр Лукашенко, практика показывает, что даже там, где у государства контрольный пакет акций, процветают самоуспокоенность и иждивенчество, наблюдательные советы бездействуют, отдавая на откуп директорам все серьезные решения. В результате получается так, как случилось в кондитерской отрасли.
Кроме того, из рук вон плохо работает система взаимодействия государственных и частных инвесторов при совместном управлении акционерными обществами. «Не просто плохо работает. Иногда государственные инвесторы или хозяева от государства не просто смыкаются в интересах с частниками, но являются инструментом деятельности этих частных лиц. Словом, сегодня владельческий надзор не соответствует современным требованиям и нуждается в кардинальном улучшении», — подчеркнул Президент.
Однако предложения на сей счет, прозвучавшие в ходе обсуждения проекта указа, вызывают серьезные сомнения. Прежде всего это касается вопроса полномочий председателя наблюдательного совета. В частности, было предложено, чтобы он не подчинялся генеральному директору предприятия, а напрямую назначался Президентом и работал на постоянной основе. Причем его работа должна заключаться в определении стратегических направлений развития акционерного общества, выработке стратегии продаж, вычленении узловых пунктов для вложения инвестиций. Иными словами, предлагается наделить председателя наблюдательного совета очень серьезными властными полномочиями, возложив на него, по сути, функции стратегического планирования.
Но разве непонятно, что один председатель, будь он хоть семи пядей во лбу, не в состоянии будет качественно выполнять все эти функции. Для этого ему потребуется отдельный, причем не маленький, аппарат квалифицированных специалистов, которым, естественно, нужно будет организовать рабочие места, платить соответствующую зарплату и т.д. А это, в свою очередь, означает дополнительные затраты для предприятия, которые «утяжелят» себестоимость и, понятно, не будут способствовать повышению конкурентоспособности.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счета и человеческий фактор. Ведь разделение полномочий между генеральным директором и председателем наблюдательного совета в перспективе неминуемо скажется на эффективности управления предприятием и негативно отразится на результатах его работы. Ибо дележка власти, как показывает жизнь, еще никому и никогда не приносила пользу. В этой связи Президент справедливо заметил: «Максимум через полгода там начнется «драка» за стратегическое развитие предприятия. Мы сегодня бюрократию пытаемся сократить, а другой рукой будем увеличивать и создадим руководителю, который должен принимать решения, надстройку».
Точку зрения главы государства неслучайно поддержали директора белорусских предприятий. Так, руководитель известного в республике ОАО «Агрокомбинат «Восход» Виктор Пинчук считает: «На мой взгляд, система управления госсобственностью в Беларуси выстроена не такая уж плохая. Нужно лишь немного ее усовершенствовать, а наблюдательные советы укрепить за счет профессионалов своего дела и неравнодушных людей не с узким видением, а государственным подходом. При этом важно в этой работе не переборщить, создав еще один бюрократический аппарат, так называемую надстройку над действующими директорами предприятий, лишив их права инициативы и самостоятельного принятия решений».
И дело здесь не в боязни потерять власть. Просто люди высказываются за то, чтобы система управления государственной собственностью была ясной и эффективной, а отнюдь не бюрократической. Иными словами, чтобы каждый — и директор предприятия, и председатель наблюдательного совета — четко знал и качественно выполнял именно свои функции, заботясь при этом об общем деле.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.