Тема номера

№42 от 18 октября 2012 года

Остановка по требованию
Остановка по требованию

Жителям деревни Пугляи Оршанского района попасть в город не так-то просто.
Автобус ходит лишь дважды в день по запутанному и долгому зигзагообразному маршруту. А возле самих Пугляев проложены железнодорожные пути, и 4 раза в сутки идет дизель-поезд прямо на Оршу. Однако люди который год не могут добиться, чтобы в деревне построили остановочный пункт — поезда проходят мимо...

По кругу 
…На центральном автовокзале в Орше меня ждет акушер Пугляевской врачебной амбулатории Светлана Масалович. Ровно в 8.00 подъезжает небольшой автобус, cледующий по маршруту «Орша — Бояры». Он-то нам и нужен. В автобус садятся, в основном, учителя и медики, работающие на районе. На следующей остановке подсаживаются пожилые люди, рыболовы и грибники, и в автобусе уже не протолкнуться. Начинаются «дебаты», кто кому должен уступить место, доходящие чуть ли не до драк.
— Вот так весело мы каждый день и добираемся до работы, — говорит, улыбаясь, Светлана. В Есипово (деревня в 4 км от Пугляев — Прим. автора) половина людей выйдет и будет ждать, пока автобус завернет к нам, в Пугляи, и вернется обратно. Так они экономят 2 тысячи. Дальше автобус поедет в Броздечино, Борздовку, Бояры и снова в Оршу, но уже не заходя в нашу деревню второй раз.
После Есипово народу действительно убавляется, и мы без толкучки добираемся до места назначения. Несколько пугляевцев садятся в автобус.
— Так они сейчас тоже будут круги наворачивать? — уточняю у Светланы.
— Да. Некоторые, правда, чтобы опять же сэкономить, выйдут в Есипово и будут ждать. Слава богу, пока погода позволяет. А зимой, конечно, отстоять целый час куда сложнее. С такими кругами проезд обходится в 10 тысяч, и в Оршу попадаешь лишь в начале 11 утра, хотя из Пугляев выезжаешь в 08.30. А расстояние до города — всего-то 16 километров! Днем автобус (отправляется из Орши в 13.30 — Прим. автора) сразу в нашу деревню не заходит, а едет на круг Броздечино—Борздовка—Бояры. Поэтому жителям опять приходится либо кататься, либо ждать. Кто моложе, идет из Есипово до Пугляев пешком 4 километра.
Дебет с кредитом
Пенсионерка Нина Кураленко уже и не верит, что в Пугляях может появиться железнодорожный остановочный пункт. Женщина обращалась не в одно ведомство, но везде получала отказы. Основная причина — отсутствие средств.
— Вот смотрите сами, что они пишут, — протягивает пенсионерка бумаги.
В ответе Витебского облисполкома от 18 июня 2010 года читаю, что было выбрано место предполагаемого оборудования остановки, определен проектировщик и заказчик на выполнение работ. Но в связи с нехваткой средств в бюджете области остановку исключили из перечня объектов по капитальному строительству на 2009—2010 годы. Белорусская железная дорога (ответ от 10 апреля 2011 года) подсчитала, что на строительство уйдет порядка 200 миллионов, а ежегодные дополнительные затраты составят около 50 миллионов. Кроме того, открытие остановки приведет к снижению скорости пригородных поездов. Такой же ответ пришел и из Министерства транспорта и коммуникаций в июне прошлого года.
— Нам объяснили, мол, возле деревни идет подъем, а потому здесь невыгодно строить остановочный пункт. Так пусть сделают ближе к Кушевке (соседняя деревня — Прим. автора)! Там ровная дорога. И стоит же какая-то будка рабочая для железнодорожников, — рассказывает Нина Кураленко. — Архитектура нам невесть какая не нужна. Пусть будет простая остановка. Лишь бы до города добраться можно было. У нас же аптеки нет, за банальным аспирином в Оршу надо ехать. И в поликлинику совсем невозможно попасть. Пока приедешь в город в 11-м часу, уже и талоны все разобраны. За три с лишним часа до следующего автобуса со всеми делами не всегда разбираешься, вот и приходится ехать обратно на дизеле до Румино (ближайшая железнодорожная станция к Пугляям — Прим. автора) и идти около 5 километров пешком по рельсам. Года три назад один пугляевец попал под поезд. Правда, он был подвыпивший. Но в любом случае, это ж не дело — во время дождя, метели шум приближающегося дизеля можно не услышать.
Полоса препятствий
Сельсовет дал мне сведения, что в Пугляях проживает 225 человек. Здесь, помимо врачебной амбулатории, есть школа-сад, почта, а также совмещенный продуктовый и продовольственный магазин. Я решила проехать по деревне вместе со Светланой и пообщаться с другими жителями. Первой, кого мы встретили, была Надежда Иванова. Ее дочь с онкозаболеванием вынуждена ходить пешком до Есипово и садиться на проезжающий транспорт, чтобы добираться до Орши и успевать на витебский автобус. Не всегда получается приезжать вовремя. Водитель, правда, уже запомнил, по каким дням девушка едет в областной центр, и минут на 5 задерживает отправление.
— И прогон же между Румино и Сидоровкой (вторая ближайшая железнодорожная станция — Прим. автора) большой — около 9 километров. Наши Пугляи как раз где-то посередине расположены. А есть же направления, где расстояния между станциями по 2 километра. Не понимаю я такого отношения к нам, — сетует женщина.
Посмотрела я и на сами железнодорожные пути. От деревни до них 5—7 минут ходьбы. Подъем, если определять на глаз, около 2—3 метров. Рабочая будка действительно стоит. И появилась она, как говорит Светлана, не так давно — 2 года назад.
— О, как раз и Гена Шабеко идет, — оживилась акушер, указывая на приближающегося мужчину с двумя девушками. И улыбнулась: — Это его дочки. Вообще, у него 9 девочек и 1 мальчик. Богатый папа!
Мужчина несколько раз в неделю ходит пешком из Бабиничей (агрогородок возле станции «Румино») в Пугляи к своей теще. Женщине уже 71 год, и ей нужно помогать по хозяйству: воды принести, дров наколоть.
— И вот так уже лет 15. Сейчас еще терпимо идти, зимой в мороз — целое наказание, — вздыхает Геннадий. — Здесь же еще лес кругом. Волки, лисы встречаются. Опасно это. Но бабушку мы же не оставим. Вот и ходим. На дизеле бы быстро доехали. И продавцу Наташе Зайко было бы легче — она тоже в Бабиничах живет. Каждый день с работы пешком идет. Магазин поздно работает, а в такое время автобус уже не ходит. Да и дачников здесь немало. С нормальным подъездом деревня бы вообще процветала.
Светлана отметила, что половина жителей Пугляев — это пожилые люди. И многим из них, как и теще Геннадия, нужна помощь. В соседних маленьких деревнях Будище и Кушевке только старики и остались. Для них остановочный пункт — настоящее спасение.
Раиса Сугакова поднимала вопрос о строительстве остановки еще 10 лет назад, когда ее дочь Тамара училась в Минске. Девушка в Орше пересаживалась на кричевский дизель и выходила в Сидоровке. Родителям приходилось поздно вечером запрягать коня и ехать ее встречать.
— Моя Тома уже отучилась, но есть же другие студенты. Тем, кто учится в Орше, вообще можно было бы дома жить — сел вечером на дизель и приехал. Это же не круги наворачивать на автобусе. А наши школьники могли бы ездить в Бабиничи на занятия в спортивные секции.
…Уже прошло более года с тех пор, как Нина Кураленко получила последний ответ из Минтранса. Хотелось бы верить, что за это время что-то изменилось. И мечта жителей услышать по громкоговорителю в дизеле объявление «Остановочный пункт «Пугляи», может, все-таки осуществится?

Ирина КОНЦАВЕНКО, студентка Института журналистики БГУ



Всего 3 комментария:

-No-comment-
19-10-2012
А где комментарий второй стороны? Опять игра в одни ворота? Ваще деревня не хило живёт, на 225 челов жителей: школа-сад, почта, амбулатория... И цена вопроса 200 млн. ушастых. На рыло 890 тыс. Многовато, но не критично. Выигрыш в цене на билет -вместо 10 000 где-то 1200-1800. Или тутась заветное слово ДАЙ халявки? Если, действительно очень уж надо. давно можно было бы скинуться и решить вопрос. Но тада б халявки бы не получилось, да и писать злободневный материал (читай ахинею) было бы не о чем.

-No-comment-
19-10-2012
А где комментарий второй стороны? Или это из оперы модной нонче игры в одни ворота? Ваще деревня на 225 челов не хило живёт: школа-сад, почта, амбулатория… И цена вопроса 200 млн. ушастых. Если бы жители сами действительно хотели эту остановку, давно бы скинулись. 890 тыс. на рыло, многова-то, но не критично. Но тада б писать злободневку (читай ахинею) было бы не о чем. Тута волшебные слова ХАЛЯВА и ДАЙ. Мозгов ведь нет посчитать, что это всё окупиться: вместо 10 000 на автобус, 1200-1800 на поезд. Значит так эта остановка нужна…

Елена
14-12-2012
Нужно учитывать, что в число 225 человек входят и дети, которые не скинуться. И для нас суммы эти значительны. Мы добивались строительства остановки несколько лет, до того, как обратились в газету. Все тщетно! Хотя нам железно обещали построить остановку некоторые чиновники. А что касается второй стороны (гос. органов), то они, насколько я знаю, пожелали разобраться с ситуацией после публикации материала, получив официальный запрос из редакции.


Еще
В рубрике

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.