Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Персона

№41 от 11 октября 2012 года

Четыре составляющие счастья
Четыре составляющие счастья

На  Открытом российском фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия» премией «За вклад в комедию» награжден заслуженный деятель искусств России, сценарист, писатель, драматург, публицист, профессор ВГИКа Аркадий Инин, которого 27 октября любители хорошего настроения смогут увидеть в Минске на вечере юмора «Из России со смехом». Во время фестиваля нашему корреспонденту удалось побеседовать с Аркадием Ининым.

Наша справка
Родился Аркадий Инин в 1938 году в Харькове. Окончил политехнический институт. Благодаря студенческому театру и участию в КВН, Инин, поработав 8 лет инженером, поступил во ВГИК. Автор сценариев более трех десятков фильмов. Наиболее известные: «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды», «Одиноким предоставляется общежитие», «Единожды солгав», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «Русский бизнес», «Не хочу жениться!», «Русское чудо», «Русский счет», «Тонкая штучка». Он также автор 25 книг и более двухсот телевизионных и радиопередач, наиболее известная из которых «Вокруг смеха».

— Аркадий Яковлевич, у вас с детства была способность писать?
— Нет. Единственным моим произведением в детстве было стихотворение, посвященное юбилею Сталина, которое я написал в 7-м классе. А в литературу меня привела лень в те годы, когда я был студентом Харьковского политехнического института.
— Как это?
— Учеба в институте началась с того, что первокурсников отправляли в колхоз убирать кукурузу. Чтобы не участвовать в уборке, я записался в агитбригаду. Но до этого ни в какой самодеятельности  не участвовал, потому что не обладал никакими талантами. Однако заметив мое огромное желание попасть на сцену, меня взяли конферансье. Помню, мы должны были выступать перед сельчанами, и председатель колхоза попросил покритиковать нерадивого колхозника. Я попробовал, и у меня получились частушки. Позже на базе нашей агитбригады возник студенческий эстрадный театр, для которого я писал сценарии. Было неожиданностью то, что они имели успех. А вскоре меня пригласили на телевидение писать для КВН.
— Аркадий Яковлевич, правда, что в колхозе вы познакомились со своей будущей женой?
— Да! Она, как и я, не хотела убирать кукурузу, поэтому пела в квартете. Поначалу я ее за вокал и оценил. Мы стали общаться. Потом встречаться. И вот уже много лет вместе.
— Вы уже полвека вместе! В чем секрет долголетия вашего брака?
— В терпении и внимании друг к  другу. Должен признаться, что я не приспособленный к быту человек. Завидую тем, у кого не только голова работает, но и руки. Я же не могу даже гвоздя вбить, а если и вобью, то всю стену разрушу. Жена, зная это, взвалила весь быт на себя. И я ей благодарен за то, что она не только окружила меня комфортом, но никогда в этом не упрекнула.
— Три качества, которые вы больше всего цените в женщинах?
— Я ценю доброту, заботливость, неболтливость.
— А какие качества вы больше всего цените в мужчинах?
— Смелость, ответственность, щедрость. И еще, как у мужчин, так и у женщин, должно присутствовать чувство юмора.
— Вы разыгрываете свою жену 1 апреля?
— Если вы думаете, что все юмористы — мастера розыгрышей, то вы ошибаетесь. Еще на первом году нашей совместной жизни 1 апреля я разыграл жену самым примитивным образом, сказав, что у нее нос испачкан. И она поверила, метнулась к зеркалу. Тогда я с улыбкой пообещал, что каждый последующий День смеха она будет «покупаться» на эту шутку. С тех пор 1 апреля мы как на границе — жена все время ждет, чтобы не попасться, а я ищу момент, когда она отвлечется.
— Вы были одним из авторов программы «Вокруг смеха». Как вам удалось ее открыть?
— Вы удивитесь, но телевизионное начальство само вышло с инициативой сделать подобную программу. До этого в Советском Союзе огромной популярностью пользовалась юмористическая телепрограмма «Кабачок 13 стульев». Ее создавали на основе польских юмористических журналов. Но когда в Польше возникла «Солидарность», начались волнения, по политическим мотивам программу закрыли. От зрителей приходили мешки писем на телевидение, в различные органы, чтобы «Кабачок» возобновил свою работу. Моему другу Вите Веселовскому, который вел в «Литературной газете» «Клуб 12 стульев», позвонили с телевидения и попросили придумать юмористическую программу. Ну а поскольку мы с Витей работали на нескольких телевизионных проектах, он в соавторы пригласил меня. Новшеством в программе «Вокруг смеха» было то, что вместо артистов, которые обычно читали юмор, мы вывели на сцену авторов.
— Аркадий Яковлевич, судя по всему, вы не приняли сегодняшние реалии?
— Как говорил Сергей Михалков: «Сижу в президиуме, а счастья нет». Я не выношу новую систему взаимоотношений между людьми. Для меня меньшим злом была советская система жизни — при всех ее недостатках. Сегодня же нет политической цензуры, но есть чудовищная цензура денежного мешка на фоне бесстыдной наглости богачей, нищеты стариков и наличия бездомных детей. 
— Почему в последнее время вы не пишете сценарии для кино, сериалов?
— Потому что я не могу вписаться в современный кинематограф. Раньше основой фильма был хороший сценарий. Потом уже начинали снимать кино. Картину снимали год-полтора и более, а я как сценарист всегда участвовал в съемках. Мы вместе с режиссером на съемочной площадке смотрели, что у нас не получается. Например, я мог написать несколько страниц диалога, но потом, как на съемках картины «Одиноким предоставляется общежитие», выходили на площадку Наташа Гундарева и Саша Михайлов, и она так смотрела, а он так отвечал взглядом, что эти страницы болтовни я сам вычеркивал. Это был живой процесс. Сейчас сценария нет — есть проект, который ты должен принести в пакете, где будет сценарий, режиссер, продюсер, примерная смета, источники финансирования и так далее. Сегодня появление сценариста на съемочной площадке — это катастрофа, потому что невозможен разговор «давай остановимся, давай подумаем». Сегодня съемка картины — не живой процесс, а конвейер, который остановить нельзя. Что касается сериалов, то я не могу писать сказки про Золушек, превратившихся из уборщиц в бизнес-леди и тому подобное. К тому же я не умею халтурить, привык добросовестно выполнять свою работу.
— Исходя из этого вы и отошли от кинематографа?
— За последнее время по моим сценариям сняли военно-морскую комедию про молодых лейтенантов российского флота «Мины в фарватере» и сериал «Утесов. Песня длиною в жизнь». У меня купили сценарий мелодрамы про любовный треугольник Ленина, Крупской и Арманд. Нам навязывали образ Ленина как вождя мирового пролетариата, но он был трагической личностью, у которого постоянно шла борьба между долгом к Надежде Крупской и чувством к Инессе Арманд. На фоне революции между ними складывались очень непростые человеческие отношения.
— По вашим сценариям снято уже 38 фильмов. Где вы берете сюжеты?
— Все мои сценарии основаны на реальных жизненных ситуациях. Например, на написание сценария фильма «Однажды двадцать лет спустя» меня подтолкнуло письмо матери-героини, опубликованное в газете. Когда в газетах стали появляться брачные объявления, они натолкнули меня на написание сценария «Одиноким предоставляется общежитие».
— Аркадий Яковлевич, когда вы пишете сценарий,  имеете в виду конкретного актера или это вам не важно?
— Важно. Мне удобнее представлять, каким будет мой герой: как курит, разговаривает, ходит, танцует...
— В ваших кинокапустниках многие политики изображены иронически. Вам никто из них не предъявлял претензии?
— У многих политиков хорошее чувство юмора. Только однажды Жириновский, увидев на экране себя, сказал: «Надо эти капустники запретить!». Но Зюганов и другие персонажи того же капустника раскритиковали Жириновского и тем самым выступили в мою защиту. А Ельцин, когда смотрел капустник со своим «участием», пожал мне потом руку.
— Если написать счастливый сценарий жизни человека, как он должен выглядеть?
— На мой взгляд, счастливый человек не должен быть одинок. В жизни счастливого человека должно быть три обязательные составляющие: дом, близкие люди, любимая работа. Все остальное — драгоценности, самолеты, яхты — не имеют к счастью никакого отношения. Да, и еще в своем преклонном возрасте к этим трем составляющим добавляю четвертую и обязательную: здоровье.
— Я знаю, что вы много лет собираете открытки, коврики, сувениры с наивными рисунками, надписями — одним словом, китч. А с чего началось ваше увлечение?
–– Мой сосед, режиссер Виктор Мережко, является крестным моего младшего сына Кости. На годик своему крестнику он подарил ковер с лебедями, розами, пышными девушками. С этого подарка и началось мое увлечение. Все мои друзья и близкие, зная об этом, привозят различные забавные вещицы со всего мира. Например, жена из Туниса привезла керамическую тарелку, на которой изображена страшная такая тетка. Когда жена ее выбрала, тунисские продавцы предлагали купить что-то другое. Но она отказалась. Я пришел в восторг от туниски на тарелке.
— Ваш любимый афоризм?
— Все современные юмористы выросли из клуба «12 стульев» в «Литературной газете». У нас было несколько таких афоризмов, которых мы придерживались. Например, такой: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе хотя бы нравится то, что ты делаешь». А вот самый любимый: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
— У вас есть любимая книга, которую  перечитываете?
— Любимых книг много, но, к сожалению, из-за нехватки времени я их не перечитываю. Мне и новые читать некогда, к моему стыду. Любимые писатели, которых перечитал в юности, — Пушкин, Чехов, Марк Твен, О‘Генри, Ильф и Петров...
— Ваш любимый фильм?
— Все фильмы, где играл Чаплин. Фильмы Феллини, Рязанова, Данелия, Гайдая...
— За что (качества, поступки или привычки) вы себя не любите? И за что уважаете?
— Не люблю себя за трусливость. Уважаю за умение работать и пунктуальность.
— Может, вы знаете, в чем смысл человеческой жизни?
— Никакого смысла в человеческой жизни нет. Потому что жизнь не бесконечна.
Самый важный урок, который  вынесли из своей жизни?
— Главный урок (это еще до меня сказано) заключается в том, что мы никаких уроков не делаем.

Артур МЕХТИЕВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.