Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



Экономика

№41 от 11 октября 2012 года

Бюджет стабильного развития
Бюджет стабильного развития
Безусловно, важнейшим событием в экономической жизни страны в последние дни стало принятие нижней палатой парламента законопроекта о бюджете Беларуси на 2013 год. Нет нужды пояснять, что этот документ имеет огромное значение для реализации планов социально-экономического развития государства. Ибо он определяет параметры наших финансовых возможностей, иными словами, четко очерчивает приоритетные цели, на достижение которых в первую очередь будут направляться государственные средства. Каковы же особенности  проекта бюджета-2013, как в целом будет строиться бюджетная политика государства в следующем году?
Прежде всего отметим, что бюджет 2013 года, как и в текущем году, формировался на бездефицитной основе. Доходы консолидированного бюджета запланированы в сумме 197,41 трлн рублей, ровно такими же будут и расходы, доля которых в ВВП сохранится и составит 31,4%.
Вместе с тем экономическая структура бюджета претерпит определенные изменения, которые выражаются в опережающем росте капитальных расходов над текущими и носят, по оценке экспертов, позитивный характер. Суть  изменений заключается в том, что акцент будет сделан на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Разумеется, бюджет сохранит социальную направленность, в частности, опережающими темпами будут расти объемы финансирования здравоохранения, образования и науки. При этом в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств планируется внедрить новые модели финансирования, ориентированные на получение конкретного результата. Итогом нововведений должно стать установление четкой зависимости выделяемых ассигнований не от фактических затрат на содержание бюджетной организации, а исключительно от объема оказанных ею услуг. Последнее, кстати, предполагает в том числе разработку и внедрение ясных и прозрачных критериев оценки их качества.
Ну и, разумеется, в консолидированном бюджете предусмотрены достаточные средства на выплату заработной платы, что позволит обеспечить ее реальный рост на уровне, запланированном в прогнозе социально-экономического развития страны на будущий год, а также на пенсии, стипендии, пособия, выполнение государственных социальных стандартов.
Другим важнейшим приоритетом проекта бюджета-2013 является поддержка реального сектора экономики. Она будет осуществляться главным образом посредством удешевления процентных ставок по банковским кредитам. С учетом планируемого в следующем году снижения ставки рефинансирования в два раза компенсация половины ее размера даст возможность  полностью обеспечить ресурсной поддержкой из бюджета весь объем востребованных кредитов на модернизацию производства. А если добавить сюда прогнозируемое удешевление кредитов за счет средств внебюджетных инвестиционных фондов министерств и ведомств, то все вместе это позволит довести стоимость кредитных ресурсов для предприятий реального сектора, осуществляющих инвестпроекты по модернизации своих производств, до конкурентного европейского уровня. Понятно, насколько данный фактор важен сегодня (и станет еще важнее завтра) для ускорения процесса модернизации и, следовательно, повышения конкурентоспособности отечественной экономики в складывающейся сложной ситуации на внешних рынках.
В целом же бюджетная политика в 2013 году призвана продемонстрировать последовательность в реализации сбалансированного макроэкономического курса, основанного на принципах строгого соблюдения бюджетной дисциплины, проведения жесткой денежно-кредитной политики и постепенного устранения дисбалансов в экономике. «Это единственный способ не только сохранения, но и укрепления экономического потенциала страны в долгосрочной перспективе», —  убежден  министр финансов Андрей Харковец.
C ним трудно не согласиться, тем более что в будущем году страна вступит в полосу пиковых выплат по внешнему госдолгу. Ожидается, что в 2013-м по сравнению с текущим годом они возрастут вдвое до 3,1 млрд долларов. И хотя Беларусь рассчитывает почти наполовину рефинансировать внешние обязательства, но в конечном счете именно проведение сбалансированной бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики позволит обеспечить финансовую безопасность государства на должном уровне. Не говоря уже о том, что и основные показатели, характеризующие экономическую безопасность страны в целом, будут при этом значительно ниже пороговых значений. А ведь данное обстоятельство чрезвычайно важно для поддержания устойчивого имиджа Беларуси как надежного партнера в мировом экономическом сообществе. Для нашей экспортоориентированной экономики это играет более чем существенную роль.
Подводя итог, можно отметить, что проект бюджета на 2013 год традиционно сохраняет выраженную социальную направленность, он ориентирован на повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами, обеспечение высокого качества бюджетных услуг. Ему присущи полнота учета налогов, сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования, рост инвестиционной направленности, кредитование госпрограмм в объемах, не нарушающих финансовую стабильность.  Одним словом, предлагаемый бюджет 2013 года есть все основания назвать бюджетом стабильного развития нашей страны.  


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.