Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Отцы и дети

№39 от 27 сентября 2012 года

Придерживаюсь принципа: «думать, понимать, договариваться»
Придерживаюсь принципа: «думать, понимать, договариваться»
Все родители мечтают вырастить умного, талантливого ребенка, успехами которого можно было бы гордиться. Сегодняшний герой нашей рубрики — минчанин Александр Лешко — вместе с супругой смог воспитать именно такого сына. В прошлом году Артем перешел из 7-го класса сразу в 9-й, сдав экстерном экзамены за 8-й класс. Причем парень не только успешно учится и участвует в школьных олимпиадах по различным предметам, но и имеет серьезные достижения в спорте. Мы попросили Александра Николаевича поделиться отцовскими секретами воспитания талантливого и гармонично развитого ребенка. 
— Артем был одаренным ребенком с раннего детства или его успехи — результат упорного труда?
— Нет, какой-то особой ранней одаренности не было. Но он с ранних лет отличался большой любознательностью и тягой к знаниям. И мы с женой всегда поощряли в нем эти качества, старались развивать его и интеллектуально, и физически. Он занимался ушу, играл в шахматы, потом, поскольку я в свое время серьезно занимался боксом, то и сына записал в секцию бокса. У Артема есть черта, которая, конечно, вызывает большое уважение — это целеустремленность. Если он за что-то берется, то старается достичь в этом максимального результата. Позанимавшись год, он стал чемпионом города по боксу в своей возрастной группе. Потом увлекся спортивными танцами и через несколько лет вместе со своей партнершей занял четвертое место в республиканском рейтинге. 
Такую же целеустремленность Артем проявляет и в учебе, а потому всегда имел высокие оценки. Учился с желанием, подгонять не приходилось. Причем его интересы выходили далеко за рамки школьной программы, ему хотелось знать больше того, что написано в учебниках.
— А чьей идеей было сдать экзамены за 8-й класс экстерном?
— Артем так решил, а мы с женой поддержали. Видя тягу сына к знаниям, успехи в учебе, я целенаправленно искал возможности для дополнительного развития его способностей вне стен школы. И в итоге вышел на Центр ускоренного обучения Людмилы Шабашовой. У Артема, можно сказать, крылья за спиной выросли, он увидел, что учиться можно интересно, по новым методикам. И буквально загорелся, когда узнал, что есть различные альтернативные возможности — например, «перепрыгнуть» через класс или не ходить каждый день в школу, а заниматься дома. Конечно, подготовка к сдаче экзаменов за 8-й класс экстерном была делом непростым. Но он поставил перед собой эту цель и упорно к ней шел. Просыпался в три ночи, в пять утра и садился за учебу. У репетиторов мы взяли буквально несколько занятий по физике, химии, русскому языку, остальное он усваивал сам.
По закону сдать экзамены экстерном нужно было с 1 по 30 сентября. Пока все организовали, назначили, осталось вообще практически две недели. Так что Артему пришлось чуть не каждый день сдавать по экзамену, а то и по два. Но он все сдал, причем с хорошими оценками.
— Как его приняли в новом классе? И не было ли сложностей с освоением программы за 9-й класс?
— Приняли хорошо. Артем парень коммуникабельный, трудностей в общении он никогда не испытывал. А программу осваивал без проблем. Была даже идея со временем так же «перепрыгнуть» с 9-го сразу в 11-й, но мы от нее отказались, все-таки нагрузка слишком большая. Сейчас Артем учится в 10-м классе, занимается по индивидуальной программе. В школу ходит только на несколько уроков — по тем предметам, которые даются сложнее. А в основном занимается дома, и раз в полгода сдает в школе экзамены.
— Каких правил в воспитании сына вы придерживаетесь? Как стимулируете в достижении успехов?
— В воспитании я придерживаюсь принципа: «думать, понимать, договариваться». Дети от природы любознательны, они задают много вопросов. Ни в коем случае нельзя от них отмахиваться. Надо ценить то, что ребенок с тобой делится. Если с детства выстроить этот диалог, практику разговаривать, обсуждать, делиться наблюдениями, то она сохранится на всю жизнь. Я работаю в коммерческой фирме, график относительно свободный, и у меня была возможность уделять Артему действительно много времени. Я возил его на занятия, на секции, на соревнования, и все это время мы с ним разговаривали, спорили, смеялись. У нас и сейчас любая тема, вопрос обсуждается на равных. 
Когда Артем решил сдавать экзамен экстерном, я его однозначно поддержал. Потому что это было его решение, его инициатива, его жизненный опыт. У него глаза загорались, когда он об этом говорил. И нам его тормозить?.. Ни в коем случае!  А то некоторые родители вот так тормозят любую инициативу своих детей, а потом сетуют — безынициативными выросли, ничего не хотят, ни к чему не стремятся.
— Американский психолог Стенли Холл назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Как справляетесь с нелегкими «погодными условиями»?
— В свое время мы с женой ходили на курсы для родителей «Как воспитать успешного ребенка», и они дали нам очень хороший опыт. Родители подростков искренне рассказывали о своих проблемах с детьми, о пресловутом юношеском максимализме и так далее. И после этих тренингов я стал гораздо лучше понимать, что такое подростковый возраст и намного спокойнее относиться к каким-то поведенческим моделям, которые раньше мне казались выходящими из ряда вон. Я хочу сказать, мы, родители, очень быстро забыли, каково это — быть подростком. Мы пытаемся мерить их своими взрослыми мерками. Но взрослые мерки к ним не подходят! Нельзя забывать, что дети — это еще не сильные деревья, как взрослые люди, а хрупкие росточки. И мы какими-то своими завышенными требованиями, «благими намерениями» и невниманием их просто затаптываем.
Взять, к примеру, проблему наведения порядка, которая очень часто становится «камнем преткновения» между подростком и родителями. Одна мать рассказывала, что, придя домой, ее дочка снимает одежду и бросает ее на пол. Один раз, другой, третий, пока там не окажется половина гардероба. Встав утром, она окидывает взглядом пол, выбирает из вороха то, что ей нужно, одевается и идет в школу. Мать в ужасе, а дочку все устраивает! Наслушавшись таких историй, я уяснил для себя: конечно, научить ребенка навыкам наведения порядка надо, но «душить» его требованиями идеального порядка в подростковом возрасте — бесполезная трата времени и сил. И вообще, родители должны больше уважать личное пространство своего ребенка, не пытаясь контролировать каждый его шаг. Это вызывает протестную реакцию, не решая проблем, а только усугубляя их.
— Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят воспитать своих детей успешными людьми?
— Нет такого рецепта, как воспитать успешного ребенка, так же, как нет рецепта счастья, любви. Отцам бы я посоветовал — уделяйте детям как можно больше внимания, будьте рядом, вы им нужны не меньше, чем матери. А матерям я бы хотел посоветовать не пытаться нивелировать роль отца, стараться поддерживать в глазах ребенка отцовский авторитет. Потому что когда начинается ориентир на маму как главу семьи, потом мы имеем то, что имеем.
Неталантливых детей, на мой взгляд, вообще не существует в природе. Надо просто увидеть в своем сыне или дочери эти способности и развивать их. Нельзя насильно тащить ребенка к каким-то успехам, теша свое собственное самолюбие. Остановитесь, послушайте — чего хочет он? И поддержите его на этом пути.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Новый год — семейный праздник. У каждой семьи свои традиции, свои дорогие сердцу елочные игрушки и особые праздничные блюда. Один из лучших белорусских поваров Александр Чикилевский новогоднее меню для своей семьи и соответствующие празднику развлечения продумывает заранее. Для него, отца троих сыновей, ответственное отцовство — это норма жизни.

Денис Курьян — один из самых известных телеведущих Беларуси. А еще он — отец двоих замечательных детей: сыну Кириллу скоро исполнится три года, дочке Милане — четыре месяца.

Как стало известно в финале республиканского детского конкурса «Песня для Евровидения», Беларусь на престижном международном детском конкурсе песни «Евровидение-2012» будет представлять 12-летний минчанин Егор Жешко.

Павел Харланчук — известный белорусский актер театра и кино. Он работает в Национальном академическом театре им. Янки Купалы, снялся в ряде белорусских и российских кинолент.