Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Это интересно

№36 от 06 сентября 2012 года

Алексий II
Алексий II

Легко говорить о дне вчерашнем, рассуждать о делах давно минувших дней. Хотя многие и шутят, что исторически мы страна с непредсказуемым прошлым. Как сказать. Историю пишут люди, они же ее и переписывают.

Но сквозь толщу недоговорок, недосказанностей всегда прорывается то, что происходило на самом деле. Это вопрос времени. Человек всегда и везде стремился и стремится узнать правду.
Горбачевская перестройка началась для управляющего делами Московской патриархии митрополита Алексия не совсем оптимистично. Его освободили от всех постов и практически отправили в ссылку. В 1985 году он написал письмо Михаилу Горбачеву об общих задачах церкви и государства и о том, что святостение, искусственно созданное государством в 20—30-е годы прошлого века, нужно срочно преодолеть. Поступок митрополита не был понят властями и через совет по делам религий ему было передано, что с такими вопросами не стоит обращаться к первому лицу государства.
В 1986 году митрополита Алексия назначили на Ленинградскую и Новгородскую кафедру. Всей своей сутью очень тонкого и проницательного человека он почувствовал противодействие всему церковному. С позиции человека воспитанного, он попросился на прием к председателю Ленинградского обкома партии. Ему отказали, ответив коротко и ясно: «В Ленинграде такого не было и никогда не будет». Как же ошибались партийные работники! Это было крайне интересное время. Такого шарахания борцов с религией из одной стороны в другую еще не было. С одной стороны, празднование 1000-летия крещения Руси, что негласно было одобрено высшими партийными органами. А с другой — заведенная десятилетиями машина борьбы со всем церковным, подкрепленная новым мЫшлением, давала явные сбои. Слова-то были старые, а новое время вовсю набирало оборот.
3 мая 1990 года в патриаршей резиденции почил в бозе святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен. Личность легендарная. Прошедший всю войну заместителем командира штрафной роты, этот редкой отваги человек не только остался в живых, но и возглавил РПЦ. Его стараниями празднование 1000-летия стало поистине всенародным праздником. 6 мая первосвятитель был погребен в крипте Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника патриарха Алексия I.
Состоялись выборы нового патриарха. Это были первые честные выборы, без давления властей и спецслужб. За несколько часов до начала Поместного собора сотрудникам отдела по делам религий поступило распоряжение: «Не вмешиваться». Такое произошло в первый раз после революции. Архиереям было непонятно, что делать, растерянность была полнейшая.
7 июня 1990 года проведено тайное голосование. Основных кандидатов было двое: митрополит Киевский и всея Украины, местоблюститель патриаршего престола и опальный митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Уже в первом туре Алексий получил большинство голосов.
Дел всегда было много. Никто не приезжал просто поговорить. Все приезжали с проблемами. Церковная жизнь возрождалась заново. Чего греха таить, противодействие местных властей в то время было немалое. Алексию II приходилось быть не только патриархом, но и дипломатом, сглаживать острые моменты между епархиями и светскими властями.
В начале 1991 года мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены сначала в Александро-Невскую лавру, а затем доставлены в Москву. Через полгода мощи в сопровождении патриарха перенесли в Невельскую обитель. Верующие увидели в этом начало новой эры в церковной жизни.
19 августа 1991 года в день Преображения Господня службой в Успенском соборе Кремля начался конгресс соотечественников. Но в нашей памяти этот день запомнился еще и «Лебединым озером», и танками в центре Москвы, и ГКЧП. Все, что было потом, названо путчем. Для многих это событие стало одновременно и ожидаемым, и шокирующим.
Несокрушимая коммунистическая империя рухнула, развалившись на части огромными осколками. Разлом был такой мощный, что рвались все связи. Сохранить единство церкви стало главной задачей Алексия II. Блуждающая во многих умах мысль о том, что наряду с независимыми государствами должна появиться и независимая церковь, стала навязчивой идеей.
Особую остротуи трудность эта проблема имела на Украине. Сохранить единство Русской Православной Церкви на фоне мощного национализма было нелегко. На архиерейском соборе 1992 года митрополит Киевский выступил с требованием предоставить украинской церкви автокефалию. Но не все украинские архиереи были готовы поддержать своего митрополита. Ему предложили оставить кафедру добровольно. Перед крестом и Евангелием Филарет подтвердил обещание сложить свои полномочия добровольно. Но, вернувшись в Киев, передумал и отказался от своего слова. За это следующий архиерейский собор лишил его сана.
До 1988 года в СССР было всего 18 монастырей. Сегодня их более 700. Урбанизация сделала свое дело. Сейчас в монастыри идут люди в основном из городов. Монастырская жизнь — это прежде всего жизнь и труд на земле. Жизнь всегда берет свое.
Храмы стали возводить даже в тюрьмах. В 1990 году к Алексию обратились из лагеря, где отбывают наказание рецидивисты, с просьбой благословить строительство храма на зоне. Несмотря на все опасения, митрополит выехал в зону, провел освящение закладки храма. Охрана во время беседы с осужденными волновалась как никогда. Патриарх дал слово, что приедет на освящение построенного храма. Через несколько недель после этого визита состоялось избрание Алексия на патриарший престол. Он получил очень трогательную поздравительную телеграмму с напоминанием, что его ждут на освящение, помнят о данном им слове. И он сдержал его. Храм был назван в честь преподобного Вениамина — митрополита Петроградского.
Воскресение Христово 1992 года патриарх назвал первой Пасхой, свободной от тоталитарного режима России. В Кремле впервые за три четверти века зазвонили колокола Ивана Великого. А в Успенском соборе, ставшем вновь патриаршим, первосвятитель впервые после революции совершил Божественную литургию.
В 1993 году, когда в России возник политический кризис, Алексий II находился на Аляске. Там отмечалось 200-летие православия. Визит пришлось прервать и вернуться в Москву. В своем первом интервью главной опасностью патриарх назвал пролитие крови и распад России. Кровь всегда разъединяет. Днем и ночью в Свято-Даниловском монастыре шли сложнейшие переговоры между противостоящими сторонами. В воскресный день 3 октября образ Владимирской иконы Божьей Матери был впервые принесен в Богоявленский кафедральный собор. А ведь в этот день страна стояла на грани гражданской войны.
Новая жизнь во многом непонятна и сложна. Разделение общества на богатых и бедных рождает зависть. А зависть ходит рядом с ненавистью. Эта проблема сегодня остра как никогда. Господь осуждает не само богатство, а приверженность к нему. Это когда сердце и сознание наше целиком отданы накоплению богатства. И этим богатством человек не делится ни с кем, а только обогащается.
Православие и власть. Этот вопрос и сегодня актуален как никогда. Алексий II понимал, что с властью нужно установить совершенно новые взаимоотношения. Такие, каких еще не было в истории России. До революции церковь была государственной. А в синоидальный период она фактически превратилась в госструктуру. После революции церковь отделили от государства, но вмешательство государства в церковную жизнь было повсеместным и тотальным. Это уже исторический факт. Впервые более чем за 100 лет патриарх благословил главу государства в храме. Это было 7 мая 2000 года.
Земная жизнь является подготовкой к жизни будущей. Что человек посеет здесь, на земле, то пожнет после своей смерти. Жизнь короткая, временная. Она дается нам, чтобы подготовиться к жизни вечной. И чем больше добрых дел мы сделаем здесь, тем большим будет наше богатство, когда мы предстанем перед судом Господним. И каждый от дел своих или прославится, или устыдится.
На суде Господнем, как в Евангелии от Матфея, говорится, что Господь не спросит нас, сколько мы учились и сколько мы имели знаний, а спросит:
«Я был голоден, и вы не напитали меня. Я жаждал, вы не напоили меня. Был странен, вы не приняли меня. Был болен, вы не посетили меня». Господь ждет от нас добрых дел.
…Мечта о восстановлении Храма Христа Спасителя согревала не только верующих москвичей, но и всех православных. Нужен ли был этот храм? Безусловно. Но у этой идеи было очень много противников. Многие говорили: зачем? Раздайте деньги бедным, купите инвалидные коляски, постройте детские дома. Это звучало красиво. Но так ли это на самом деле?
Невозможно жить только с тем, что можно потрогать руками. Невозможно отделить расцвет духовной жизни от расцвета жизни материальной. Невозможно жить по принципу: сначала накормим людей, а затем займемся духовной жизнью. Так не бывает, а уж тем более на нашей земле.
Первыми высказали мысль о возрождении храма писатель Владимир Солоухин и композитор Георгий Свиридов. Это тогда не воспринималось как возможная реальность. Строительство храма стало возрождением не только веры, но и возрождением России.
А ведь родился патриарх в знаковый для советских людей день — 23 февраля 1929 года. Ридигеры происходили из небогатого рода курляндских немцев. Обрусевших, честно служивших своему отечеству. Мальчика назвали Алешей. Его детским увлечением сразу же стала церковная служба. Литургию он знал наизусть с семи лет. Всех русских людей, живших тогда в Эстонии, не покидала тяга и любовь к родине. Устраивались дни русской культуры. Многие, посещавшие Печорский край, проводя там свой летний отпуск, ездили в Изборск. Со стен Изборской крепости в хорошую погоду видны купола Псковского Успенского собора. Эти купола для многих были и остаются частицей родины.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Народная мудрость гласит: как Новый год встретишь – так его и проведешь. Но ведь многое зависит и от того, в какой наряд вы облачитесь на праздник.

У птиц тоже есть своя «школа». Она, и это парадокс, одновременно проще и сложнее человеческих школ. В ней нет ни арифметики, ни чистописания, но от нее напрямую зависят здоровье и жизнь подрастающих птенцов.

Мир природы причудлив и многообразен. И действительно есть живые существа, которые сегодня «дамы», а завтра «кавалеры».

Самые опасные змеи планеты водятся, к счастью, не в Беларуси – в тропиках. Но и у нас эти ползающие существа встречаются. И встреча с ними – явление не из приятных.