Экономика

№35 от 30 августа 2012 года

Газовый интерес
Газовый интерес
На минувшей неделе произошло событие, которое для экономики нашей страны в известной степени можно назвать знаковым. В Кобрине прошло совещание по вопросам развития газотранспортной системы в Беларуси с участием председателя правления российского газового монополиста ОАО «Газпром» Алексея Миллера. Если учесть, что это было первым такого рода мероприятием, которое «Газпром» провел в Беларуси после того, как стал стопроцентным владельцем «Белтрансгаза», имеющего для республики стратегическое значение, то итоги состоявшегося разговора, а также встречи Алексея Миллера с первым вице-премьером нашей страны Владимиром Семашко переоценить действительно трудно.
Во-первых, потому, что вопросы обсуждались комплексно, а, во-вторых, позиция «Газпрома» по ним в отличие от прошлых лет была позитивной.
В частности, Алексей Миллер заявил, что «Газпром» продолжит политику льготирования цен на природный газ для Беларуси. «Цена для Беларуси на газ на сегодняшний день кратно ниже, чем цены на мировом рынке. Это существенное подспорье для развития экономики Республики Беларусь. И мы будем продолжать эту политику», — заверил глава «Газпрома». Кроме того, он пообещал, что российский концерн будет в полном объеме удовлетворять потребности республики в природном газе. Думаю, не надо пояснять, что это означает для населения и экономики Беларуси.
Еще один важный вопрос, который обсуждался, касается транзита российского газа через территорию нашей страны в Европу. «Газпром», по словам Алексея Миллера, намерен увеличить его. «Мы видим хорошие перспективы для такого развития событий, потенциал Беларуси как транзитной страны не исчерпан, и мы видим возможности увеличения объема транзита в самое ближайшее время», — сказал глава российской компании. А ведь транзит газа — это серьезный дополнительный источник поступления валюты в нашу страну.
Разумеется, пока рано говорить, о каких объемах увеличения транзита идет речь. Ибо это зависит и от того, сколько газа будет потреблять Европа, и от хода реконструкции объектов транспорта газа по территории Беларуси. К слову, в данной связи планируется строительство в республике новых газо-транспортных объектов, а также модернизация действующих. В частности, будут увеличиваться линейные части газопроводов Торжок—Минск—Ивацевичи и Ивацевичи—Долина, реконструироваться газораспределительные станции, строиться новые газовые отводы. Так, намечено строительство перемычки Лунинец—Микашевичи. Понятно, что все это позволит существенно повысить надежность белорусской газотранспортной системы.
Конечно, на совещании в Кобрине, рядом с которым расположено Прибугское подземное хранилище газа, рассматривалась и проблема надежного обеспечения потребителей в осенне-зимний период. Минувшей зимой в январе-феврале пиковые отборы газа из ПХГ республики составляли около 18 млн куб. м в сутки. «Газпром» намерен увеличить этот объем к 2020 году в 3 раза. Нетрудно понять, что это потребует дальнейшего развития сети ПХГ в Беларуси. Что означает и повышение надежности снабжения газом наших предприятий, и создание новых рабочих мест.
Ну и, наконец, подробно была рассмотрена проблема развития в Беларуси рынка газомоторного топлива. В данной связи Алексей Миллер отметил, что «Газпром» заинтересован в создании в нашей стране мощностей по производству грузовых автомобилей на таком топливе. Это, так сказать, на макроэкономическом уровне. Но и для рядовых автолюбителей переход на газ тоже весьма выгоден с точки зрения кошелька. Ведь стоимость 1 куб. м компримированного природного газа в Беларуси составляет
2 тыс.430 рублей, что в 2,7 раза ниже цены 1 литра бензина АИ-92 и в три раза ниже цены литра дизельного топлива. Не говоря уже о том, что газомоторное топливо намного экологичнее традиционного, изготовляемого из нефти.
Однако, по мнению главы «Газпрома», для того, чтобы эта работа шла эффективнее, ее следует строить на основе государственных программ. В них, в частности, должны быть предусмотрены и меры стимулирования, и синхронность строительства автозаправок газовым топливом. Кроме того, этот процесс нужно согласо-
вать с производителями, которые будут выпускать такую автотехнику.
Судя по всему, эта позиция нашла понимание у белорусской стороны. Ибо по итогам встречи Владимира Семашко и Алексея Миллера правительство Беларуси и «Газпром» подписали протокол о намерениях по расширению сотрудничества в использовании природного газа в качестве моторного топлива. Причем особо было подчеркнуто, что такое сотрудничество открывает перед Беларусью хорошие перспективы для интенсивного развития рынка газомоторного топлива.
Как отметил Алексей Миллер, «в конечном итоге мы идем к единым стандартам как в технических аспектах, так и в финансовых, управленческих. Практика нашей совместной работы показывает, что уже сейчас практически никаких больших различий у нас нет». При этом он добавил, что Беларусь и Россия планируют в перспективе рассмотреть единый баланс распределения поставок газа. Учитывая прошлый опыт, это не может не радовать. Кажется, наши отношения с «Газпромом» переходят в цивилизованное русло.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.