Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Наследие

№38 от 20 сентября 2018 года

Волжскими путями классиков
Волжскими путями классиков

Дружеские взаимоотношения известного русского писателя Максима Горького с семьей Богданович, давшей белорусам национального классика Максима Богдановича, стала темой пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства для белорусских и российских журналистов, который прошел в Нижнем Новгороде и Ярославле. 

Где познакомились два Максима?

Что связывало Максима Богдановича с далеким от его родного Минска Нижним Новгородом? Этот вопрос возник, едва мы сошли на перрон нижегородского железнодорожного вокзала. И организаторы пресс-тура, предугадав наши желания, сразу же пригласили в местный Литературный музей М. Горького. Его директор Лариса Моторина рассказала:

– Отец Максима Адам Егорович Богданович, служащий отделения Крестьянского поземельного банка в Гродно, в 1896 году после смерти жены был переведен в однотипный банк в Нижний Новгород. Приехал он с малолетними сыновьями – шестилетним Вадимом, пятилетним Максимом и двухгодовалым Левушкой. А. Богданович имел при себе рекомендательное письмо от своего знакомого беллетриста Евгения Чирикова к молодому журналисту и писателю Максиму Горькому. С первой же встречи они стали друзьями, а позднее и свояками – Адам Егорович женился на сестре жены Алексея Максимовича Пешкова Александре Павловне Волжиной.

Богдановичи  в Нижнем Новгороде снимали квартиру на улице Грузинской, затем на Канатной на окраине города. Именно на Канатной прошли детские годы Максима. Первоначальное образование он получил дома, а в 1902 году поступил в Нижегородскую губернскую гимназию, где уже учился его старший брат Вадим.

Большое влияние оказал на малолетнего Максима Богдановича его тезка и друг отца Максим Горький, в то время уже популярный писатель и журналист. На квартире у Горького останавливались известные люди – Ф. Шаляпин, Л. Толстой, Л. Андреев и др. Частыми гостями там были и Богдановичи. Такая творческая атмосфера содействовала приобщению малолетнего Максима к миру литературы и искусства. Отрадно, что вместе с увлечением античной и русской культурой, он изучал и белорусскую историю, и белорусский язык. В шестнадцать лет Максим Богданович послал в Вильно в газету «Наша ніва» свой первый рассказ «Музы΄ка», который был опубликован летом 1907 года. Рассказ в редакции понравился, но никто не догадывался, что написал его гимназист.

В 1908 году отца переводят на службу в Ярославль, и Максим переезжает туда вместе с братьями. Однако с Нижним Новгородом он не порывает, периодически навещает там родственников. Последний раз поэт посетил город своего детства в 1914 году, после чего на- писал рассказ «Шаман», где в уста героя вложил свои восхищения Волгой и непосредственно Нижним Новгородом…

 Все эти факты из биографии белорусского классика воспринимались как-то по-особенному в музее-квартире М. Горького, в стенах которого бывали многие известные люди.

Тема творческих связей представителей семьи Богданович с Максимом Горьким была ключевой и на экспертно-медийном семинаре, который прошел в рамках пресс-тура в Нижнем Новгороде. В нем приняли участие сотрудники нижегородских музеев, представители Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Института литературоведения имени Я. Купалы Национальной академии наук Беларуси и Постоянного Комитета Союзного государства. Интересной и увлекательной была экскурсия и по горьковским местам Нижнего Новгорода: мы посетили «Домик Каширина», куда будущий писатель переехал в трехлетнем возрасте, – это место фигурирует в его автобиографической повести «Детство». Прошлись мы и по новому туристическому маршруту «Босяцкая миллионная», который примечателен тем, что в одном из его пунктов – здании бывшей ночлежки на улице Кожевенной – проживали прототипы героев пьесы «На дне».

Отрадно, что имя Максима Богдановича сегодня в Нижнем Новгороде не забыто. На здании гимназии, где учился будущий поэт, установлена мемориальная доска, в 1991 году в честь него названа одна из новых улиц в городском микрорайоне Верхние Печёры.

В Ярославле

Покинуть Нижний Новгород Богдановичей вынудила семейная трагедия – в 1908 году от туберкулеза умирает старший сын – Вадим. Примерно в то же время на службе А. Богдановича происходит конфликт с вышестоящим начальством, и, чтобы как-то забыть о случившемся, он просит перевести его в другой город. Этим городом стал Ярославль.

Как отмечают литературоведы, ярославский период в жизни М. Богдановича был особо благодатным. В городе на Волге он окончил мужскую гимназию, а затем и Демидовский юридический лицей, здесь он сотрудничает с газетой «Голос» и пишет свои первые лирические стихи «Прыйдзе вясна», «На чужыне» и др., которые были опубликованы в «Нашай ніве». Здесь молодой поэт встретил и свою музу – ярославну Анну Кокуеву, многие романтические стихи, посвященные которой, стали эталоном белорусской лирики. Именно в Ярославле М. Богданович подготовил к печати свой первый и единственный прижизненный поэтический сборник «Вянок»…

Все эти перипетии из жизни и творчества поэта очень подробно отражены в экспозиции Музея Максима Богдановича – единственного музейного учреждения литературного профиля в Ярославле. Открыт он был в 1991 году в доме, в котором в свое время жили Богдановичи. Его заведующая Наталья Прохорова после небольшой экскурсии вводит нас в курс того, как создавался музей:

– Что-то из экспонатов принесли ярославцы – куфар (сундук), в котором Максим хранил одежду и книги, и бархатную скатерть из семьи Богданович. Основная масса экспонатов поступила из фондов Литературного музея М. Богдановича в Минске, за что мы очень благодарны белорусским коллегам. Совместными усилиями создана интересная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Максима Богдановича и членов его семьи. Она небольшая, дом площадью всего 81 кв. метр, но уже с первых дней сюда стали приходить ярославские белорусы, чтобы побывать, как они говорят, «на кавалачку зямлi»…

В 1995 году на базе Музея Максима Богдановича был создан Центр белорусской культуры города Ярославля. И это неспроста – в городе, а также в Ярославской области проживает около 13 тыс. белорусов. Для них сотрудники  разработали целый комплекс программ по белорусской культуре, истории, языку, народным традициям. По словам Н. Прохоровой, большой интерес проявляют дети. Кстати, не только наших соотечественников. Раз в два года, например, проводится конкурс чтецов стихов М. Богдановича. В свое время начинали конкурс с 43-х участников, а в прошлом году их уже было более 100. Проходят здесь и тематические интерактивные программы «Асаблівасці беларускай нацыянальнай кухні», «Дажынкі», «Каляды», мастер-классы по белорусским народным промыслам. Естественно, есть в Ярославле и улица имени М. Богдановича, здесь установлен белорусскому поэту памятник.

Именно в Музее Максима Богдановича и подвели итоги пресс-тура, во время которого начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко подчеркнула, что в работе Постоянного Комитета одно из важных направлений деятельности – изучение и знакомство граждан Союзного государства с интересными событиями, которые не так широко известны. И история двух классиков, Максима Горького и Максима Богдановича, о взаимодействии и взаимопомощи семей известных литераторов ярко демонстрирует близость белорусско-российских корней, общих основ, тенденций развития, показывает возможности взаимопомощи и поддержки народов Беларуси и России. Это пример для всех нас. На таких фактах нужно воспитывать и молодое поколение.

Сергей ГОЛОВКО.
Минск – Нижний Новгород – Ярославль – Минск.
Фото автора



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Впервые к реконструкции Новогрудского замка приступили в 1921 году. Тогда развалины взяли под охрану, а через год частично законсервировали. Попутно укрепили контрфорсами стены Костельной башни, чтобы она не рухнула. На том все  и закончилось. Почти 90 лет замок простоял в руинах. В 2012 году главную достопримечательность Новогрудка решили привести в порядок, включив в госпрограмму «Замки Беларуси». Корреспонденты «7 дней» побывали на месте и узнали, что удалось сделать за почти десяток лет.

Музей современной белорусской государственности создан в 2012 году по поручению Президента. Является одним из важных
информационных, презентационных и коммуникационных центров страны.

Две семьи, из которых вышли классики русской и белорусской литературы, были связаны родственными узами.

Старинное ткачество малоритских мастериц востребовано и сегодня, а значит – нить ткацкого станка по-прежнему надежно связывает настоящее с традициями прошлого.