Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Персона

№22 от 30 мая 2018 года

Георгий Заборский: «Архитектура – это не только польза и крыша над головой»
Георгий Заборский: «Архитектура – это не только польза и крыша над головой»

Если бы не блестящие, по-государственному мыслящие архитекторы послевоенного времени, сегодня мы бы жили в ином Минске, более скучном, сотканном, словно лоскутное одеяло, из кусков разного материала. Но благодаря судьбе, времени и великим зодчим, белорусская столица обладает шедеврами архитектуры, которые еще не одно столетие будут радовать и нас, и наших правнуков, и иностранных туристов.
Недавно в свет вышла книга «Имя на площади Победы», посвященная одному из основателей белорусской архитектуры – народному архитектору СССР, заслуженному строителю БССР академику Белорусской и Российской академий архитектуры Георгию Заборскому. Автор внушительного 500-страничного труда – известный публицист, писатель, четырнадцать лет руководивший Белорусским телеграфным агентством Яков Алексейчик. Выход интересной книги – повод для разговора о ярком человеке, которому волею судьбы пришлось восстанавливать послевоенные Минск, Полоцк, преобразовывать село, тем самым вписать свое имя в золотой фонд белорусской архитектуры.
– Яков Яковлевич, а как пришла идея написать книгу о нашем выдающемся архитекторе?
– Идея принадлежит его жене, Екатерине Ивановне Забор-
ской, которая немало сделала для увековечивания имени своего великого мужа. А я согласился. Правда, не предполагал, что столько времени займет сбор и изучение материала. Целый год ходил в архивы, как на работу.
– Какое место, выражаясь языком современных медиа, в рейтинге наших архитекторов занимает Георгий Владимирович Заборский?
– Практически всем коллегам, сподвижникам, ученикам Заборского умышленно задавал один и тот же вопрос: «Если представить десятку лучших белорусских архитекторов, кого бы вы поставили под номером один?». Ответ, как правило, был одинаков: Заборского. В Беларуси было только два народных архитектора СССР – Владимир Король и Георгий Заборский. А это звание в среде зодчих почитается выше, чем Герой Социалистического Труда.
– Судьба распорядилась так, что они оба являются авторами памятника на площади Победы...
– Владимир Адамович Король был его однокашником по учебе в Академии художеств в Ленинграде еще до войны, затем начальником и другом, соучастником его успехов, взлетов, падений и новых взлетов. В паре с ним Заборский одержал победу в конкурсе, организованном белорусским правительством после решения возвести монумент в память о погибших воинах Советской Армии, партизанах и подпольщиках. Первоначально его хотели разместить на Центральной
(Октябрьской. – Прим. авт.) площади, но потом там решили поставить памятник Сталину, а для обелиска выбрали Круглую площадь – теперь площадь
Победы.
– Правда, что идея такого монумента родилась еще тогда, когда Минск был оккупирован?
– Это так. Георгий Владимирович уже 24 июня добровольно ушел на фронт. Первые эскизы памятника начал создавать в 1942 году, находясь на излечении после тяжелого ранения в городе Троицке. Он вспоминал, что однажды госпиталь посетил руководивший тогда Челябинской областью Н. С. Патоличев и ему предложили «посмотреть на сумасшедшего белоруса», который проектирует памятник победы для родного Минска. После беседы с ним Патоличев распорядился хотя бы простынями отгородить в палате место, где Заборский работал над своей задумкой. Потом судьба свела их в Минске, куда в 1950 году Николай Семенович приехал на должность первого секретаря ЦК КПБ. При первой же встрече, вспоминал Георгий Владимирович, он узнал бывшего солдата и, пожимая руку, сказал: «Будем строить памятник!». Через четыре года состоялось открытие обелиска.
– По воспоминаниям, при открытии монумента многие не могли сдержать слез…
– Георгий Владимирович рассказывал, что люди не только плакали, но и становились на колени, молились, было «сплошное паломничество к этому священному месту» – так началась жизнь монумента, без которого теперь невозможно представить нашу столицу. Вообще-то послевоенной Беларуси повезло и с зодчими, и с руководством. Пономаренко, Патоличев, Мазуров вместе с архитекторами, разрабатывая концепцию города, смотрели далеко вперед. По их воле главной улице была придана небывалая по тогдашним меркам ширина –
48 метров. И сегодня по проспекту Независимости в обе стороны автомобили движутся в четыре ряда. Они предвидели машинопотоки будущего!
Георгий Владимирович фактически является отцом белорусской сельской архитектуры. То, что сейчас называется агрогородком, –
плод его творчества. Это он сумел удачно соединить городские удобства со спецификой сельской жизни.
– Не хотелось бы никого обвинять, но, наверно, не все из построенного в XXI веке одобрил бы Георгий Владимирович?
– После войны архитекторы Минска важнейшее внимание при застройке уделяли созданию архитектурных ансамблей, добиваясь, чтобы квартал составлял целостную картину.

В 1952 году в нашу столицу приезжала делегация из Парижа. Французы были поражены красотой строящегося города. А белорусские зодчие, как рассказывала Любовь Усова (тоже известный минский архитектор советского времени. – Прим.авт.), и ставили задачу построить второй Париж. Многое им удалось. Сейчас меньше нацеленности на ансамбль, признают многие градостроители. Главное – пробить свой дом, а как он будет смотреться в общем ландшафте, уже не столь волнует.
– Мало кто знает, что в столице есть улица имени Георгия Заборского…
– С ней вышла печальная история. Бывший Коммунальный переулок, соединяющий улицу Богдановича со Старовиленской, назвали улицей имени Заборского. Но бурное строительство буквально «съело» ее, сегодня на ней располагается лишь один дом, нет уже и таблички с названием. Надо городским властям заняться этим. Почему бы в честь Георгия Владимировича не назвать улицу, где стоит спроектированное им здание кинотеатра «Пионер» и Государственного театра кукол? Почему бы имя мастера не присвоить Минскому архитектурно-строительному колледжу, ведь Г.В.Заборский – единственный его выпуск-
ник, ставший народным архитектором СССР.
Георгий Владимирович всей своей деятельностью животворил мир, в котором теперь обитают и минчане, и полочане, и многие сельчане. Поэтому благодарность за то, что он сделал, должна быть непременной и вечной.
– Какой главный урок преподал нам, живущим в цифровой век, архитектор Заборский?
– Он был уверен, что путь к добру идет через красоту. Ведь обитание в красивом доме, в красивом дворе, в красивом квартале ведет и к снижению преступности. «Архитектура – это не только польза и крыша над головой, – писал он. – Это культурная среда, которая должна доставлять человеку эстетическое наслаждение. Созданные нами город или село потом создают нас. Поэтому дети похожи не на своих родителей,
а на время».
– Для читателей, конечно же, неожиданностью будет узнать, что в жилах добровольца-фронтовика Заборского, проектировавшего монумент Победы, текла немецкая кровь…
– Он родился в Минске, считал себя белорусом, о чем писал во всех анкетах. Но происходил из российских немцев. Его мама –
Елена Зеглинг. Родословную по отцу выводил от «ценинного мастера» Петра Заборского, который был правой рукой патриарха Никона при строительстве Новоиерусалимского монастыря на Истре около Москвы во второй половине XVIII века. Об этом в книге рассказывается довольно подробно…

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.