Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Человек и его дело

№38 от 21 сентября 2017 года

Лучшая точка съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича
Лучшая точка   съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича

О нем коллеги говорят как о человеке-легенде – одном из основоположников белорусской репортажной фотографии. Он, как никто другой, умел заставить яркое мгновение остановиться и войти в вечность. Неслучайно его работы занесены в золотой фонд белорусской фотографии. Только в личной фототеке Николая Желудовича хранится более 10 тыс. негативов, сделанных за более чем 30 лет работы в журналистике. Кстати, 25 из них он трудился в БЕЛТА. Несмотря на свой почтенный возраст, а ему 16 сентября исполнилось 90 лет, он по-прежнему активен и бодр, следит за жизнью страны и развитием фотографии, занимается съемкой автобиографического кино.

Первые шаги в профессию

Мир фото ему приоткрылся в удивительно красивом и в то же время суровом крае – на Чукотке, где он служил в армии. Его друг в конце 1950 года купил старенький фотоаппарат ФЭД и, не сумев освоить, продал Николаю. Тот быстро разобрался и стал выполнять просьбы сфотографировать на память, что приносило небольшой доход и моральное удовлетворение. Часть средств отправлял переводом на малую родину, в село Дашковка Могилевского района, где жила семья. После службы вернулся в Могилев и поступил в техникум при машиностроительном институте. Все разнообразие жизни коллектива снимал на пленку и организовывал фото-выставки. Так что одновременно с технической учебой приобретал навыки фоторепортера.

Фотографию не забросил и когда работал в качестве инженера по внедрению новой техники на заводе «Строммашина». Как-то в начале 1958 года завод посетил фотограф газеты «Звязда». Его заинтересовали снимки Николая Желудовича, и он предложил ему стать внештатным фотокором. «А уже к концу 1958 года переводом обкома партии я ушел с завода штатным фотокорреспондентом газеты «Могилевская правда», – вспоминает ветеран. – Освободилось место под солнцем из-за ошибки коллеги, который вместо заслуженной доярки дал на передовицу фото официантки и ее комментарий про высокие производственные показатели сельчан».

Новая работа пришлась Николаю по душе, и вжиться в коллектив у коммуникабельного и обаятельного от природы молодого человека получилось быстро. Начались командировки по районам и в одиночку, и с пишущим корреспондентом, совместные фоторепортажи, фотозарисовки. «Работа увлекала и нравилась. Каждый день общался с людьми разных профессий: хлеборобами, врачами, производственниками, спортсменами, работниками культуры и искусства, делегациями из-за рубежа. Каждый день открывал для себя что-то новое», – рассказывает Николай Сергеевич.

Не успел молодой специалист проработать в газете и год, как его начали звать в фотохронику БЕЛТА. «В Минске понравились мои фото, а также привлекло то, что удачно снимает именно молодой человек, у которого хорошие перспективы. Но я подумал, что уйти сразу в БЕЛТА – неудобно и нескромно. Скажут, мол, только получил квартиру и тут же уходит, – отмечает собеседник. – Но в конце 1962-го я все же стал работать фотокорреспондентом БЕЛТА по Могилевской области. Работа была посолидней и более самостоятельной. Приходилось самому продумывать темы, составлять план на текущий месяц, согласовывать его с редакцией и выполнять. В Доме Советов тогда корпункт совмещался с фотолабораторией, где можно было проявлять пленки и печатать снимки. Со временем редакция обеспечила фотокоров японской аппаратурой и автотранспортом».

Не скрывает Николай Желудович: «Для меня это была серьезная школа профессионального роста. Нас чуть ли не каждый год посылали в Москву на семинары, где мы совершенствовали квалификацию, работали в связке с более опытными репортерами, набирались ума и знаний. Трудовая биография в БЕЛТА – это еще и работа в тесной связке с пишущим журналистом. Для меня Николай Назарович, с которым мы трудились до самой пенсии, стал не просто коллегой, но и близким другом, с которым делили и тяготы трудовых будней, и радость творческих успехов. Это человек доброй души и щедрого сердца, с которым мы до сих пор общаемся».

Фото замечательных людей

«Я горжусь знакомством с маршалом авиации трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом, – продолжает разговор собеседник. – Он прилетал в Могилев на всесоюзный туристический слет. Тогда в Любужском лесопарке вырос палаточный город. Там жили, общались и соревновались сотни туристов со всех уголков огромного СССР. По заданию обкома Компартии Беларуси и БЕЛТА мне довелось три дня провести с этим легендарным человеком.. Мои снимки маршала авиации были тогда напечатаны в передовицах многих популярных газет и изданий. Мне также посчастливилось снимать для репортажей и зарисовок других знаменитых людей: председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, первого секретаря Компартии БССР Героя Социалистического Труда Петра Машерова, легенду советской эстрады Людмилу Зыкину, прославленного пианиста Святослава Рихтера, знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева и многих других». В личной фототеке мастера насчитывается более 10 тыс. негативов!

Суд над Хусто Лопесом

Колхоз «Рассвет» Кировского района, слава о котором гремела на весь Советский Союз, был в те времена одним из центральных мест съемки фоторепортеров и для публикаций журналистов. «А мне еще повезло не просто познакомиться с его основателем – Героем Социалистического Труда Кириллом Орловским, но и подружиться. Я даже мог позволить себе обмениваться с ним анекдотами, – замечает гуру репортажной фотографии. – Я понимал: не дай бог поругаться с этим человеком, не так что-то скажу или сделаю и получу в ответ, как он многим говорил: «Аферист, вон из колхоза!». И все, больше доступа туда не будет. Это я к тому, что не так легка и проста работа фоторепортера. Здесь нужно не только уметь щелкать рычажком камеры, но быть тонким психологом, обладать разносторонними знаниями и умением общаться с людьми, заслужить их расположение и доверие.

На мастер-классах с молодежью Николай Желудович рассказывает, как делал фоторепортаж в поддержку известного испанского коммуниста Хусто Лопеса. «Когда шел над ним суд, мне дали в ТАСС задание – сделать снимки, как реагирует Кирилл Орловский, который был лично знаком с Хусто Лопесом, на то, что происходит с его другом, – вспоминает мастер. – Сажусь в машину, приезжаю в «Рассвет», а Орловского нет, он на совещании в Могилеве. Возвращаюсь назад. Захожу в здание обл-драмтеатра, где шло совещание с участием руководства области, отпрашиваю Орловского, объяснив, что это задание Москвы – ТАСС срочно нужны снимки Орловского. Когда Кирилл Прокопович узнал, в чем дело, и сразу выдал: «Это поможет Хусто Лопесу как мертвому припарки. Но раз тебе задание дали, то его надо выполнять. Поехали». Едем в «Рассвет» и на ходу в машине устраиваем перекус. А у меня в голове одна мысль – что и как снимать? Это же для центральных газет! И тут возникла идея организовать оперативно в хозяйстве митинг, где руководитель выступает в поддержку Лопеса. Кирилл
Орловский мне в ответ: «А ты знаешь, чтобы митинг организовать, нужно разрешение ЦК Компартии?». Тогда я предлагаю: «Давайте вы в трудовом коллективе будете читать газету, вокруг соберутся колхозники, а вы как будто им что-то по ходу рассказываете, жестикулируете». Вот этот снимок и пошел.

Кроме работы и постоянных командировок, официальных репортажей, была возможность проявить себя творчески: пейзажные зарисовки, портреты обычных людей, городская среда и даже юмор. «Конечно, не все пропускали, но старались избегать зашоренности», – вспоминает Николай Сергеевич.

О мастерстве

«Школа для журналиста нужна обязательно, – считает Николай Желудович. – Хотя бы знать элементарные правила. А затем проще вносить свои элементы, с опытом приходит умение. И все же у каждого фоторепортера должны быть свое мнение и свое видение. У меня постоянная связь с могилевским кинофотоклубом «Радуга». Они частенько приглашают на встречи, и я стараюсь выбираться, общаюсь с коллегами, передаю опыт молодым журналистам. Сейчас все гораздо проще – новая эпоха, мир цифровой фотографии. Да, изменилась технология, но суть-то осталась прежней. В любой профессии ты должен быть мастером своего дела. Ну и никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно совершенствоваться, быть смелым и дерзать, открывая новые горизонты!»

После выхода на пенсию Николай Сергеевич смог еще больше путешествовать, снимать документальные фильмы о семье.

Почти 23 года с момента ухода на пенсию прожил в Крыму, где успел еще в советское время построить дом и открыть бизнес. Сейчас живет в Могилеве в квартире у дочери Лены, осваивает компьютер и интернет, переводит свою фотолетопись в цифру, пишет автобиографию о непростой, но в то же время яркой и интересной жизни.

Сергей КУЛЯГИН



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Режиссеру Даниилу Филипповичу всего 26 лет, а в его «зачетке» – 32 поставленных спектакля! Даже на большую сцену умудрился «прокрасться» – в Гомельский и Полесский драмтеатр, ТЮЗ. А вскоре, 29 и 30 июля, в культовом Купаловском театре состоится премьера его спектакля «Жаніцьба». Поговорили с режиссером постановки Даниилом Филипповичем о том, как бурно проходят репетиции, почему он никогда не мечтал попасть в репертуарный театр и поможет ли Гоголь подобрать девушке жениха.

Алеся Горлукович из Ошмян стала одной из немногих белорусок, кому YouTube вручил «Серебряную кнопку» за 100 тысяч подписчиков. О вдохновении, краже канала и возможностях заработка мы поговорили с блогером.

Почти два года назад Славгородский райисполком возглавил Сергей Михалюта, став в свои 33 года одним из самых молодых руководителей в стране. Вотчина ему досталась непростая: чернобыльский район сельхознаправленности, без крупных предприятий и с планомерным оттоком молодежи. Но Сергей Валерьевич решил во что бы то ни стало изменить ситуацию. Мы узнали у него, каково быть мэром небольшого райцентра и делать белорусскую провинцию лучше.

В 80-е годы прошлого столетия белорус Павел Басов вместе с женой Розалией совершил уникальное путешествие. За четыре года семейная пара обошла весь Советский Союз вдоль границы. Пешком!