Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Давайте разберемся!

№47 от 23 ноября 2016 года

Зима дорогам не угроза?
Зима дорогам  не угроза?

Погода с характерными больше для зимы пейзажами за окном установилась в Беларуси в начале последнего месяца календарной осени. В первые дни ноября она показала свой характер, обильно посыпав снегом все вокруг. Погодные капризы последних лет заставили считаться с собой целые отрасли экономики, разрабатывать и утверждать планы действий на случай ЧП. Не дал в этом смысле расслабиться и 2016 год. Январь —циклон «Даниэлла», июль — шквалистые ветры и рекордный в истории ущерб лесному хозяйству. И до Нового года еще больше месяца.

Так случилось, что в этом году всякий раз Минская область принимала на себя мощные удары стихии, причем последствия летнего урагана регион продолжает ликвидировать по сей день. Как нередко происходит  — одна проблема породила другую. По некоторым участкам дорог области до сих пор ездит тяжелая техника, вывозящая пострадавший лес. Последствия для дорожного полотна хорошо видны в Смолевичском районе, который летом попал  в эпицентр урагана. Лесовозы и большегрузы ездят там и сейчас, и ремонтировать дороги в связи с этим бессмысленно, но главное — приближается настоящая зима. Корреспондент БЕЛТА выслушал мнения заинтересованных сторон о том, какие в ближайшем будущем дополнительные испытания следует ожидать для транспортных артерий области и каковы пути выхода из непростой ситуации.

Первая половина пути в пострадавший от летнего урагана Смолевичский район пролегает по республиканской дороге М2. Эта трасса, соединяющая белорусскую столицу и Национальный аэропорт Минск, находится под постоянным контролем ответственных за ее содержание дорожных служб, ведь, по сути, она является «въездными воротами» в страну для большого числа иностранцев. Каких-либо ноу-хау в обслуживании здесь нет: так же работники филиалов РУП «Минскавтодор-Центр» работают и на других участках республиканских дорог (обозначаемых индексами М и Р), находящихся у них на балансе, поясняет начальник управления производства работ и содержания дорожной сети головного предприятия Дмитрий Демидович.

Однако стоило машине свернуть на автодорогу Р69, езда без тряски закончилась. Наш путь лег в сторону населенных пунктов Пекалинского сельсовета, оказавшегося в июле в самом центре циклона. Последствия стихии видны даже спустя четыре месяца. По обе стороны дороги на участке между деревнями Драчково и Пекалин на километры в длину складирован лес. Летом в Смолевичском районе пострадало 1,6 млн куб.м древесины на площади свыше 6 тыс. га. Директор ГЛХУ «Смолевичский лесхоз» Иосиф Горощик, говоря о масштабах ущерба, рассказал, что при плановом проведении заготовок для освоения такого объема потребовалось бы 20 лет. Он подчеркнул, что основная задача лесхоза все-таки не рубить, а выращивать лес. Тем не менее уже произведена разработка более 1,4 млн куб.м ветровальной древесины. К работам привлечены лесхозы Минской области и всей страны. Задействовано около 400 единиц техники, в том числе многооперационной (харвестеры, форвардеры),  лесорубочные бригады.

Иосиф Горощик сказал, что до 30% заготовленной древесины отправляется на экспорт, значительная часть уходит организациям концерна «Беллесбумпром». Изготавливается пиловочник, балансовая и дровяная древесина и пр. — в зависимости от степени повреждения. Отходов же на лесосеке практически нет. Не откладывая на более позднее время, уже нынешней осенью в Смолевичском лесхозе проводилось лесовосстановление, на почти 800 га поврежденных площадей появились новые насаждения.

Работа по ликвидации последствий урагана так или иначе связана с транспортировкой дерева, и если на лесной территории следы работы техники можно назвать нормой, то дороги с усовершенствованным покрытием пострадали изрядно. С того самого участка между Драчково и Пекалином регулярно ведется отгрузка заготовленной древесины. Вывозят ее большегрузным транспортом, который не рассчитан для движения по дорогам общего пользования с полной загрузкой. Исключения, разумеется, возможны, и каждая конкретная машина может получить спецразрешение.

Дорожники, конечно же, обращали внимание на количество транспорта, вывозящего древесину, и количество выданных спецразрешений. Очевидно, что не у всех водителей большегрузов такой документ есть. Но несомненно и другое: останавливать работы нельзя.

Дмитрий Демидович рассказал, какие дефекты появляются на дорогах: сетка трещин, ямочность, просадка полотна, разрушение края проезжей части, в том числе и вследствие многочисленных «стихийных» съездов. «На восстановление понадобятся немалые средства. Только для того, чтобы отремонтировать участок Драчково — Пекалин, потребуется минимум Br420 тыс., но сейчас работы проводить невозможно, и придется ждать теплого сезона», — конкретизировал он. Пока же дорога будет поддерживаться за счет средств, выделенных на текущее содержание.

Сейчас погода готовится к зимнему расписанию, а значит, покрытие дороги будет разрушаться более интенсивно. Для обеспечения безопасности движения на проблемном участке возможно установить дополнительные дорожные знаки, ограничивающие максимальную скорость движения, хотя к такой мере уже пришлось прибегнуть ранее, понизив скоростной порог с 90 до 70 км/ч. Иосиф Горощик уточнил, что для восстановления поврежденных участков дорог предприятия системы Минлесхоза арендуют технику. Кроме того, собственными силами частично производят ремонт дорожного покрытия. Что касается дорог непосредственно в лесных массивах, то их содержание полностью в зоне ответственности лесхозов.

Не только республиканские транспортные артерии, по которым вынужденно колесят тяжелые лесовозы, получают ущерб. В ряде населенных пунктов того же Пекалинского сельсовета (Вызволенье, Пятилетка, Шабуни, Шеметово) есть участки местных дорог, для которых все вышеописанные  негативные воздействия большегрузной техники можно умножать на два. Особенно сильно под колесами лесовозов разрушается гравийка. В органы местной власти, дорожные и коммунальные службы жители деревень не раз писали жалобы. Эти дороги не спасает даже почти ежедневное грейдирование: как только вслед за дорожной спецтехникой проходят груженые лесовозы, весь эффект исчезает.

Местная дорожная сеть — это зона ответственности предприятий системы КУП «Минскоблдорстрой». Представитель головной организации — начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения Андрей Шишов начал разговор с информации о том, что из всех пострадавших от урагана районов Минской области необходимо вывезти еще около 1,5 млн куб.м древесины. Ежедневное грейдирование поврежденных дорог с гравийным покрытием не является выходом из сложной ситуации, согласился специалист. Смысл его при постоянной работе лесовозов невелик, хотя к нему приходится прибегать, вовлекая дополнительную технику с других участков дорог, которые также необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Выход из этой ситуации Андрей Шишов видит в одном — усилении дороги не обычной песчано-гравийной смесью, а другими, более прочным материалами, чтобы проезжая часть могла выдерживать нагрузку. Представитель «Минскоблдорстроя» заверил, что вопрос выделения средств для этих целей не снимается с повестки дня.

Проблема дорог центрального региона находится на особом контроле в Миноблисполкоме. Те, которые оказались наиболее повреждены, уже закрыты для движения большегрузного транспорта. Сложности, которые принес летний ураган, вынудили мобилизовать большое количество сил и средств, и их рациональное использование стало первостепенной задачей. В том, что вопросы содержания дорог в предстоящий зимний период не будут пущены на самотек, председатель Миноблисполкома Семен Шапиро заверил уже после первого ноябрьского снегопада. Тогда он отправился в служебную командировку в Копыль и потом высказал ряд замечаний дорожным и коммунальным службам, которые, хотя и среагировали на выпадение осадков, сделали это с некоторым опозданием. Руководитель области жестко потребовал от ответственных работников не отступать от разработанного плана действий в случае ухудшения погоды. Специалисты дорожной отрасли, коммунальных служб в свою очередь заявили, что обладают необходимым запасом техники и материалов, а также готовы использовать имеющиеся у них современные средства взаимодействия для выполнения поставленных перед ними задач по содержанию дорог в зимний период.

Сергей ТРОФИМОВИЧ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Что изменится в школьных столовых Минска после массового отравления учеников.


На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!


Биометрические паспорта и ID-карты начнут выдавать уже в 2021 году.  О том, какие у них преимущества и кто сможет получить новые документы в первую очередь, говорим с начальником Департамента по гражданству и миграции МВД Алексеем Бегуном.