150 золотых маршрутов моей Беларуси

№46 от 16 ноября 2016 года

Столин
Столин
 
Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Олеши — великолитовский шляхетский род герба «Брохвич». Происходят от волынского боярина Александра, называемого Олешей или Олешко, который был женат на Елене Макасей. Их сын — Федор (Теодор) Олеша Олешкович в 1482—1486 годах был секретарем короля Казимира Ягеллончика и был женат на княжне Анне Острожецкой. У Федора и Анны был сын Петр, женат с Ольгой Челганской. Старший сын Петра и Ольги — Петр Петрович Олеша  получил от князя Федора Ивановича Ярославича в 1508 году имение Бережное на Полесье. В 1524 году королева Бона подтвердила права Петра Петровича Олеши на Бережное, Городок и Парканы, что на Столинщине.

К XIX веку  владения Олешей значительно выросли. Двенадцатым хозяином Старого и Нового Бережного, Теребежова, Городища, ряда других имений и домов в Вильнюсе, Риге и Пинске был Цезарий Антоний Олеша (1820—1892). Цезарий Антоний имел 11 детей: 6 сыновей и 5 дочерей. Еще при жизни он разделил между детьми имущество. Из рода Олешей происходит писатель Юрий Карлович Олеша. Он рассказывал: «О моем отце я знаю, что он был когда-то, до моего рождения, помещиком. Имение было порядочное, лесное, называлось «Юнище». Оно было продано моим отцом и его братом за крупную сумму денег, которая в течение нескольких лет была проиграна обоими в карты».

Сегодняшнее наше путешествие — на Столинщину, расскажем и о Бережном — селении, откуда истоки древнего рода и корни прекрасного драматурга, тонкого лирика, писателя, чье творчество еще хорошо не изучено, — Юрия Олеши.

Деревня Бережное

Поселение известно с 1508 года. В деревне долгое время существовал храм, возведенный еще в XVII веке. Но в 1884 году, возможно, на его фундаменте, возвели деревянную церковь в стиле народного зодчества. Через несколько десятков лет и его перестраивают, а в 1898 году церковь Святой Параскевы Пятницы реставрируется. Изменяют проемы окон, появляется основной объем здания.

Город Столин

Столин издавна считался еврейским местечком, поэтому неудивительно, что древнейшим городским сооружением является здание Белой синагоги, входящей в комплекс синагогального двора в историческом центре города. Белая синагога была построена в 1793 году в стиле позднего барокко и за свою долгую историю неоднократно разрушалась. Здание дошло до наших дней в плачевном состоянии.

В городе была когда-то усадьба Радзивиллов «Маньковичи». Усадьба, построенная в
1885 году в ретроспективных формах Несвижского замка, была разрушена в годы Первой мировой войны, отстроена в 1922 году и снова разрушена во время Великой Отечественной. Но сохранился приусадебный парк, разбитый Марией Радзивилл у берегов реки Горынь. И сегодня в нем можно прогуляться под тенью вековых дубов и насладиться красотой природы. В глубине парка находится памятный знак в честь его основательницы, установленный Станиславом Радзивиллом.

Сохранилась в Столине рядовая застройка, торговые ряды конца XIX века. В городе можно увидеть здание староства (начало XX столетия). В 1938 году была здесь построена деревянная Вознесенская церковь в неорусском стиле.

Деревня Бухличи

Известно поселение с XVII века. Деревня раскинулась между рекой Горынью и дорогой, ведущей на Столин. На открытой местности в самом центре деревни возносит к небу свои купола церковь Пресвятой Богородицы. Построена в неорусском стиле с чертами конструктивизма в 1928 году. Ее перестроили из старинного храма, возведенного еще в XVII веке.

Деревня Ворони

В стиле народного зодчества храм в честь Святого Николая Чудотворца построен в деревне в 1912 году. В 1993-м церковь реставрировалась и достраивалась, рядом  с храмом появилась колокольня.

Деревня Нижний Теребежов

В письменных источниках этот населенный пункт упоминается в 1558 году. Одно время эти земли принадлежали известному шляхетскому роду Олешей. Здесь в 1908 году Цезарь Олеша построил дворец по проекту архитектора Юлиана Лисецкого.  Это было красивейшее неоготическое двухэтажное здание, рядом разбили чудесный парк. Дворец в 1943 году был взорван фашистами и на его месте теперь большой котлован.

В 1872 году в стиле народного зодчества из дерева здесь была возведена церковь в честь святого пророка Ильи. Храм и сейчас украшает деревню.

Деревня Струга

Чтобы попасть в эту деревню из Столина, нужно переехать реку Горынь по понтонному мосту.  В центре деревни величаво возвышается деревянный храм — церковь Святого Михаила Архангела. Была она возведена в стиле народного зодчества в 1911 году. Непривычно устроен вход в храм. Он расположен в боковой части притвора в виде крылечка с четырьмя столбами, поддерживающими двускатную крышу.

Деревня Белоуша

Наверное, это самая длинная деревня в Беларуси. Протянулась она больше чем на семь километров.  На пологой возвышенности посреди деревни еще в 1833 году стоял старинный храм, сегодня на его месте возвышается церковь, построенная в 1905 году. Возведен храм из дерева в неорусском стиле и назван в честь святой Троицы. Богатый внешний декор придает храму нарядный и торжественный вид.

Поселок Ново-Бережное

Поселение известно с 1508 года как имение шляхетского рода Олешей. Тринадцать поколений Олешей были полноправными хозяевами этих земель. Усадебный дом, который мы можем видеть, построен Константином Олешей  в 1890 году. Дом окружен хорошо сохранившимся пейзажным парком. Уцелела ледовня, хозпостройки.

Деревня Ольманы

Приехав в Ольманы, надо понимать, что дороги дальше нет. За деревней начинается ландшафтный заказник «Ольманские болота». В самой деревне можно полюбоваться Воскресенским храмом. Построена церковь в ретроспективно-русском стиле из дерева в 1888 году. И возведена эта святыня на месте другого храма 1824 года постройки.

Легенда от автора проекта

Черные Озера

Легенда, которую мы сегодня предложим вашему вниманию, собиралась в единое целое по крупицам из разных мест этого удивительного уголка нашей Беларуси. Урывками узнавали у старожилов о том, что да, действительно, в далекие времена были на этих землях языческие капища. Рассказывали, что слышали от старших поколений, как они были обустроены. Ну и, конечно, о самих Черных Озерах. Вспоминали, по какой причине получили они это название, говорили, что когда-то сами озера были местами поклонения великим грозным богам наших  предков.

А начиналось все с малого. Поинтересовался, можно ли где-нибудь увидеть камни-валуны и как к ним добраться. Оказалось, что таких нет. Правда, когда-то были за рекой. Да и вообще, теперь  в этой местности камней нет, одна мелочь осталась.

А ведь очень давно лежали огромные валуны за рекой, вернее, между двумя реками — одной полноводной с разливами и порогами и другой, намного мельче, бегущей среди пней да буреломов в лесу. Был среди двух этих рек холм, который люди сами насыпали, отвели от него воды и перекинули на возвышенности через реки три дубовых мостка. На вершине холма кругом стояли черные камни. И каждый из них обозначал божество или явление природы. А чего эти камни были черными, неизвестно, может, цвет у них такой природный, а может, почернели они от воска и меда на них пролитого, от дыма костров, шугающих вверх, во время молитв и приношений в угоду божеств разных.

Есть еще одно мнение о том, почему камни были черными. Говорят, что становились они такого цвета от того, что брали на себя все беды и горести людей, приходящих к ним помолиться. Все их печали и болезни откладывались на каменных боках. 

В центре этого капища стояли дубовые изваяния языческих божеств. Повернуты они были лицами к центру, где разжигался священный жертвенный огонь.

По-разному складывалась судьба таких святилищ. В основном они были уничтожены во время прихода на наши земли новой веры. И вот какая же участь постигла капище черных камней. Дубовые изваяния богов погибли в огне, мостки разобрали, а черные камни сбросили в реку. Но на следующий год весенний паводок размыл насыпь и оставил камни на поверхности. И тогда их перетащили волоком к лесной реке и бросили в ее воды. Река за несколько лет образовала себе новое русло, и камни святилища опять обнажили свои черные бока. Хоть их и было уже намного меньше: многие камни затянулись илом.

И тогда была предпринята последняя попытка уничтожить камни. Их на гужах, запряженных волами, дотянули выше по течению реки и сбросили в озера. И тут же вода в них стала черной.

Увидели это люди и еще долгое время приходили к озерам и делились с ними своими бедами и радостями, задобряя богов, бросая в воды разные подношения.

…Очень хотелось попасть в эти места, но меня сразу предупредили, что местность там давно заболотилась, а озера исчезли в осоке  и трясине, и только память народная сохранила название этих таинственных мест — урочище Черные Озера.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

8 сентября 1514 года на Крапивенском поле сошлись 30-тысячная армия Великого Княжества Литовского и 80-тысячное войско Московского княжества. Литовский гетман Константин Острожский понимал, что силы неравны, и пошел на хитрость.

Давным-давно, столетия назад, полоцкие кривичи построили на пересечении двух рек – Западной Двины и Дисны – небольшую крепость, назвав ее Копец-городок. Крепость дала жизнь городу, а первый герб Дисне даровал «для размноженья оного места з ласки господаревой» великий князь Жигимонт Август в 1567 году. В 1569-м городок получил Магдебургское право.

Жил много веков назад в этой местности князь. У него была дочка Аленка. С самого детства она подружилась с сыном кухарки Алешкой. А потом молодые полюбили друг друга. Но однажды к княжескому дворцу прибыл друг князя – татарский хан. Увидел он молодую княжну и влюбился. Задумал на ней жениться, а князь без колебаний дал свое согласие.

История усадьбы в агрогородке Заволочицы Глусского района Могилевской области началась с 1886 года, когда здесь решил обосноваться геодезист, генерал от инфантерии Иосиф Жилинский.

 

В газете

Политика Социум Культура Досуг Здоровье Это интересно Усадьба Репортаж "7 дней" Обратная связь Наука и образование На заметку потребителю Мы и мир Ваше право 7 вопросов, 7 ответов Спорт Персона Компетентно Актуально Тема номера Сотрудничество Грани Наследие Экономика Перспективы Цифры и факты На заметку Давайте разберемся! Запасное колесо Без каблуков Духовность Давайте обсудим Праздники Таланты Искусство Квартирный вопрос Жизнь без опасности Прямая линия Белорусская марка Справочник «7 дней» Криминал История и современность Победы Как это было Отцы и дети Проверено на себе Модницам Женский клуб Мы и время Общий дом Рекорды Память Форумы Традиции Рекламная игра Великие женщины Проекты Великие писатели Настроение недели Мир и мы Конкурсы Скорбим Репортер На слуху Даты Есть проблема Ракурс Гостиная «7 дней» Интересный собеседник Уроки потребления Онлайн конференция История одной фотографии Юбилеи Имя в истории Координаты чудес АполитичНО Подписка Взгляд Ловушка для... Молодежная орбита Фестивали Великие политики Великая Отечественная Стоит посмотреть Эксклюзив Катаклизмы Творить добро В центре внимания Хотите — верьте Рецепты Юмор Что бы это значило? Страницы истории Регион Не из вредности Домовой Теленеделя Опрос «7 дней» Увлечения Приколы недели Путешественник Растем вместе Имя на карте Имена ЧМ-2014 Рубежи 150 золотых маршрутов моей Беларуси Время выбрало нас Мозг в режиме off На грани Удивительное рядом Мастер-класс Человек и его дело Визиты Фотовернисаж Литературная страничка Человек на своем месте Выборы Викторина Портрет современника Я выбираю Беларусь Награды Культпоход Вёсачка Выгода есть Как заработать? Пять с плюсом Линия защиты Помним! Гордимся! Есть такая профессия Акцент Вопреки «7 дней» на родине известных земляков Вкусная дипломатия Правило глагола Минску — 950 лет Соцопрос Открытия Разумный подход Ужин с классиком Малая родина 100-летие БЕЛТА Комсомол – моя судьба