Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Культпоход

№22 от 01 июня 2016 года

Не отпускай меня

Фантастический роман-антиутопия Исигуро Кадзуо, британца японского происхождения, читается буквально на одном дыхании. Если попробовать изложить его суть одной прямолинейной строчкой, то получится следующее. Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное загадочных недомолвок, смутных полуоткровений и подспудной угрозы. У нее есть друзья Рут и Томми. Эта троица и есть главные герои романа «Не отпускай меня». Но на самом деле, следуя за сюжетом, будто взбираешься по узкой винтовой лестнице, и каждая ступенька приближает тебя к раскрытию тайны Хейлшема, и вот ты уже добежал, задыхаясь от нетерпения, до самого верха и распахнул дверь: ну, что там, что?! А разгадка на самом деле оказывается настолько болезненной, что хочется съехать по лестничным перилам обратно вниз, снова взбежать наверх и увидеть что-то иное. Не такое колючее. Не такое несправедливое. Не такое обреченное…

Это роман-притча. Рассказ о людях, которые рождены, чтобы в буквальном смысле быть иллюстрацией к фразе «служить всей жизнью». И Кэти, и Рут, и Томми, и все остальные воспитанники Хейлшема — будущие доноры органов. Они растут в закрытой школе, музицируя, рисуя, познавая мир с педагогами. Их поощряют к творческим успехам, совершенствуя физически, устраивая философские беседы и конкурсы. Их опекают, о них заботятся, их развивают. При этом они, как самые обычные дети, дружат, влюбляются, ссорятся, играют. А что же потом? А потом, по достижении 18 лет, ребята ложатся в клиники, и у них, живых, постепенно изымают органы. Процесс имеет равнодушно-официальное название — «выемка». В итоге они умирают, что сухо именуется словом «завершил».

Поначалу, читая, я даже злилась на главных героев. Ну почему же они не сбегают? Не борются? Не протестуют? Но, перевернув последнюю страницу, я как будто услышала их голоса, отвечающие мне: «Зачем сражаться с собственным предназначением?». Во многих произведениях подобного толка действующие лица вдруг «просыпаются» и начинают все и вся крушить, не соглашаясь со своей участью, попутно и мир изменяя. А у Кадзуо дети-«заготовки» растут, взрослеют и покорно ждут часа, когда они станут донорами. Нет, крайне редко хейлшемовские «белые вороны» позволяют-таки себе вопросы: «Почему я?»,
«А вдруг можно все изменить?». Но постепенно желание вопрошать иссякает, как крошечный источник воды в пустыне. Где воды так мало. А песка так много.

Отдельной ниточкой повествования вьется история любви Кэти и Томми. В начале романа напрямую не было ни слова о том, что у них есть какие-то отношения. Но затем постепенно, как хозяйки добавляют специи в блюдо, крупинками автор добавляет это в роман и… И становится еще грустнее. 

…Я советую прочитать эту книгу всем, кто задает себе вопрос «Зачем я живу?» и кто считает, что его судьба почему-то скучная и серая. Пример хейлшемовцев настолько трагичен и показателен, что прежде, чем печалиться, что все идет не так, нужно оглядеться вокруг и попробовать что-то изменить.

Исигуро Кадзуо: «Мы потому забирали ваши работы, что они, как мы надеялись, должны были выявить ваши души. Или, точнее говоря, доказать, что у вас есть души».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется.


Говорят, последнее дело – судить о книге по обложке. Но именно так ко мне попал новый бестселлер Джоджо Мойес.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о…». В этот раз речь не о шекспировских героях.

Помните, как о состоянии Буратино судили лекари из сказки «Золотой ключик»: «Пациент скорее жив, чем мертв»?