Даты

№6 от 11 февраля 2016 года

Вертушки в жарком небе
Вертушки в жарком небе

15 февраля в Беларуси отметят День памяти воинов-интернационалистов
Время все больше отдаляет нас от событий афганской войны. Нет уже той страны, которая послала защищать свои интересы в далеком Афгане тысячи белорусов. Однако боль невосполнимых потерь по-прежнему отзывается в сердцах матерей, отцов, вдов и детей тех парней, которые возвращались домой «грузом-200». Но и не забываема радость тех, кому повезло в «афганской лотерее» — им удалось вернуться живыми.

Дорога в облака

Начальник Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС полковник Олег Яковлев, как и большинство воинов-интернационалистов, не особенно любит говорить о своей службе в Афганистане. Хотя служить там он вызвался сам. Возможно, его вдохновил пример отца, который также был военным вертолетчиком. За мужество и героизм, высокое профессиональное мастерство, проявленное при выполнении боевых заданий, Олег Владимирович был награжден орденом Красной Звезды. 
В Афганистане Яковлев провел чуть меньше года, там погиб его друг, который был свидетелем на свадьбе, а еще однокашник и сосед по комнате не вернулись из боя. Горько вспоминать офицеру и об Игоре Захарове — командире экипажа «Ми-24», который долго лежал в госпитале и умер через четыре года от ран и болезни.
— Главный урок той войны: если есть рядом товарищ, есть чувство локтя и нет сомнений в правильности того, что ты делаешь, тогда человек на многое способен, — считает Олег Яковлев. — Сегодня нам пытаются навязать другие понятия, но есть в жизни нечто более важное, чем материальные ценности. Понимание этого приходит ко всем, но обычно постепенно, с возрастом, а в военное время – гораздо быстрее. И какие бы фильмы сегодня ни снимали, какие бы книги сейчас ни писали об Афганистане, скажу одно — война ничего хорошего не приносит никому и нигде. Это страдания мирных людей. И белорусское выражение «абы не было вайны», поверьте, выстрадано и дорогого стоит!
Вернувшись на родину, Олег Яковлев продолжал летать и даже однажды снялся в кино.

О своем участии в съемках фильма «Крепкий орешек-5» с Брюсом Уиллисом Олег Яковлев рассказывает без особого пиетета, не придавая большого значения этому факту — мол, было, и что с того?

В поисках летающего «Ми-26» «киношники» из Голливуда обратились сначала в Украину, но там таких не нашлось. Тогда кинематографисты обратились в МЧС Республики Беларусь, руководство пошло навстречу, а наши ребята всего лишь выполняли приказ. Никаких тебе сумасшедших гонораров — обычная командировка в Венгрию, где на территории бывшего советского военного городка проходили съемки. Сниматься надо было ночью, в ограниченном пространстве, где было много препятствий. Вместо Брюса в кабине был дублер. Наши вертолетчики тогда отработали без проблем. Знаменитый американский актер запомнился им своей простотой в общении.  
Кроме возложенных на авиацию МЧС повседневных задач, в 2015 году авиаподразделение спасателей выполнило и ряд непростых и специфических заданий, в том числе обеспечило доставку памятника-валуна весом 2,5 тонны на могилу народного поэта Рыгора Бородулина на кладбище в Ушачском районе, перенесло для Брестской ГЭС негабаритный груз. Наши вертолетчики занимаются также срочной доставкой жизненно важных органов в Республиканский центр трансплантологии со всех уголков Беларуси.

Первым делом — вертолеты

Командир звена на вертолетах «Ми-26» аэромобильного отряда ГААСУ «Авиация» подполковник внутренней службы Анатолий Баланович также служил в Афганистане в 1987 году, оказался там через год после выпуска Сызранского высшего военного авиационного училища и службы в Забайкалье.
Отправке в Афган предшествовал месяц пустынной и горной подготовки в учебных центрах вблизи Ташкента. С сентября начал службу в Кандагаре. В это время у «недружественных людей» уже были на вооружении ракетно-зенитные комплексы, поэтому спустя несколько месяцев советские вертолетчики стали совершать полеты только ночью. Анатолий был вторым пилотом на транспортном вертолете «Ми-6», совершил больше тысячи боевых вылетов. К счастью, в его эскадрилье потерь не было, все вернулись домой. Анатолий Баланович занимался снабжением и обеспечением войск, поддержкой операции «Ю-88», выводом людей и военных грузов из южных точек. Пробыл в Афганистане ровно год до вывода советских войск из Кандагара.
За проявленные мужество и героизм, профессиональное мастерство Анатолий Романович награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и медалью «За боевые заслуги». Боевой офицер до сих пор в строю и передает свой профессиональный и жизненный опыт молодым авиаторам МЧС.

Призвание — летать, задача — спасать

Свою службу Николай Губко начинал пилотом на Кобринской авиабазе в 65-м отдельном транспортно-боевом вертолетном полку. А затем судьба его сделала крутой вираж: в 1985 году, после нескольких лет службы на родине, по плановой замене Николай попал в Афганистан.
В жарком небе этой далекой страны на своем «Ми-8», изученном к тому времени вдоль и поперек, отлетал почти 13 месяцев. Совершив более 700 боевых вылетов, он не раз смотрел смерти в лицо. Из Афганистана Губко вернулся с орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
— Война — это кровь, трупы, определенные неудобства, — говорит Николай Губко. — На самом деле никто не спешит скорей совершить какой-то подвиг, чтобы получить награду. Военные просто делают то, что должны — свою работу. Не ради лавров победителя, а ради спасения чьей-то жизни.
Летную карьеру полковник Губко продолжает на аэродроме Липки на Минщине, где дислоцируются личный состав и техника ГААСУ «Авиация». И сегодня белорусским вертолетчикам МЧС нередко выпадает работа, напоминающая боевые условия. Основные операции — это перевозка спасателей и специальной техники, перемещение крупногабаритных грузов; участие в различных поисково-спасательных операциях, ликвидация лесных пожаров.
Так, вертолетчики во время строительства храма в честь Всех Святых в Минске получили задание перевезти и установить главный купол храма, вес которого составлял около 5 тонн. Опыт белорусских специалистов в тушении пожаров оказался востребован за рубежом. Наши вертолеты работали на ликвидации пожаров в Турции, Греции, России. Белорусский «Ми-8» — это единственное воздушное судно, которое работало в Тамбовской области, и усилия белорусских спасателей не остались без внимания властей. Начальник аэромобильного отряда Авиации МЧС Беларуси Николай Губко 14 октября 2010 года был награжден орденом Мужества. Награду Николай получил из рук Президента России. Белорусский офицер был единственным представителем нашей страны, чей труд отмечен столь высоко. Кроме того, летчик Губко получил в подарок именные часы от Владимира Путина.

P.S. Воины-афганцы, передавая пожелания читателям газеты «7 дней», были единодушны —главное, чтобы наши дети, внуки и все последующие поколения не знали войны и никогда в ней не участвовали! Воевать стоит только тогда, когда Родина в опасности.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В 1943 году Генштаб разработал, а Верховный Главнокомандующий утвердил три категории салютов: 1-я – 24 залпа из 324 орудий, 2-я – 20 из 224-х и 3-я – 12 залпов из 124 орудий. Всего же в Москве за годы Великой Отечественной войны было произведено 355 салютов: первой категории – 23 раза, второй – 210, третьей – 122.

Обычно в одном залпе уходит в небо восемь фейерверочных изделий.

За один час можно напечатать от 35 тысяч экземпляров 96-страничных газет формата А3 и до 100 тысяч – 32-страничных газет формата А3. Вот, к примеру, газету «7 дней» машина печатает менее часа

Минскому планетарию — 50! 29 июля 1965 года в Центральном детском парке имени Горького состоялось торжественное открытие Минского планетария и обсерватории. Для строительства этих объектов в старейшем городском парке было выделено самое высокое место. Проект культурно-просветительского комплекса заведений разработала архитектор Наталья Афанасьева.

 

В газете

Политика Социум Культура Досуг Здоровье Это интересно Усадьба Репортаж "7 дней" Обратная связь Наука и образование На заметку потребителю Мы и мир Ваше право 7 вопросов, 7 ответов Спорт Персона Компетентно Актуально Тема номера Сотрудничество Грани Наследие Экономика Перспективы Цифры и факты На заметку Давайте разберемся! Запасное колесо Без каблуков Духовность Давайте обсудим Праздники Таланты Искусство Квартирный вопрос Жизнь без опасности Прямая линия Белорусская марка Справочник «7 дней» Криминал История и современность Победы Как это было Отцы и дети Проверено на себе Модницам Женский клуб Мы и время Общий дом Рекорды Память Форумы Традиции Рекламная игра Великие женщины Проекты Великие писатели Настроение недели Мир и мы Конкурсы Скорбим Репортер На слуху Даты Есть проблема Ракурс Гостиная «7 дней» Интересный собеседник Уроки потребления Онлайн конференция История одной фотографии Юбилеи Имя в истории Координаты чудес АполитичНО Подписка Взгляд Ловушка для... Молодежная орбита Фестивали Великие политики Великая Отечественная Стоит посмотреть Эксклюзив Катаклизмы Творить добро В центре внимания Хотите — верьте Рецепты Юмор Что бы это значило? Страницы истории Регион Не из вредности Домовой Теленеделя Опрос «7 дней» Увлечения Приколы недели Путешественник Растем вместе Имя на карте Имена ЧМ-2014 Рубежи 150 золотых маршрутов моей Беларуси Время выбрало нас Мозг в режиме off На грани Удивительное рядом Мастер-класс Человек и его дело Визиты Фотовернисаж Литературная страничка Человек на своем месте Выборы Викторина Портрет современника Я выбираю Беларусь Награды Культпоход Вёсачка Выгода есть Как заработать? Пять с плюсом Линия защиты Помним! Гордимся! Есть такая профессия Акцент Вопреки «7 дней» на родине известных земляков Вкусная дипломатия Правило глагола Минску — 950 лет Соцопрос Открытия Разумный подход Ужин с классиком Малая родина 100-летие БЕЛТА Комсомол – моя судьба