Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Культпоход

№5 от 04 февраля 2016 года

Пора проснуться
Пора проснуться
 Многие наивно считают, что все самые лучшие театры и лучшие актеры находятся в столице. Я с этим не соглашусь. Например, один из старейших театров Беларуси — Могилевский областной драматический — может дать фору минчанам и по качеству спектаклей, и по актерскому составу. Уже третий год этим театром руководит талантливый литовский режиссер Саулюс Варнас, который поднял его на новый уровень.

Работы этого режиссера далеко не для всех. Обычно после его спектаклей публика пребывает либо в полном восторге, либо в крайнем недоумении… Помню, на премьере спектакля «В маленькой усадьбе» услышала, как шепталась пожилая пара, сидевшая по соседству со мной: «Лучше бы мы остались дома смотреть сериал…» Поэтому поклонникам сериалов советую не ходить на Варнаса.

Премьера «В маленькой усадьбе» состоялась на сцене Могилевского драмтеатра в апреле прошлого года. Новая постановка по пьесе польского драматурга Станислава Игнация Виткевича (Виткация) сильно отличается от предыдущих работ режиссера. Возможно, это объясняется выбранной темой. Виткаций как драматург белорусам практически незнаком, мало кто читал произведения известного польского автора. Да и у себя на родине Виткаций прославился как драматург, опережающий свое время. Поэтому тот «причудливый сон», о котором говорил писатель, не всем ложится на душу.

В действии пьесы — история одной усадьбы, одной семьи. На первый взгляд, семья не совсем обычная, герои какие-то ненастоящие, разговоры какие-то неправильные. А тут еще объявляется призрак умершей матери, который живет и участвует в домашних делах наравне с другими членами семьи… Но, несмотря на всю эту мистику и фантасмагорию, с каждым новым словом мы начинаем узнавать в героях самих себя. История маленькой усадьбы — это история нашего большого и несовершенного мира.

По ходу действия режиссер пытается выйти со зрителем на диалог о проблемах всего человечества и о проблемах отдельной семьи. Некоторые из нас не замечают, как перестают слушать и понимать друг друга, прекращают участвовать в жизни родных, близких, соседей, друзей. Как мы, гоняясь за мнимым богатством, теряем истинные ценности, постепенно отдаляясь друг от друга. Хозяйка маленькой усадьбы всю жизнь пытается дать своим детям все, что нужно для счастья. Но в конце видит, что от нее их благополучие не зависит. Этот мир настолько испорчен, что у детей не осталось шансов на счастье в нем…

Выход постановки в Могилеве не остался незамеченным как для зрителей, так и для критиков. Спектакль вызвал самые разные мнения. Одна могилевская общественная группа в связи с крайним возмущением после просмотра спектакля даже написала жалобу в местную газету, обвиняя режиссера в том, что он своими идеями якобы развращает молодежь, «применяя элементы психологического кодирования»… Видимо, не готов еще наш зритель к серьезному разговору. Слишком привыкли мы уже к сериалам, в которых не нужно думать, потому что правда лежит на поверхности, добрые люди исключительно добрые, злые видны невооруженным глазом, а в конце всегда свадьба и дети… Может, все-таки именно в телевизоре скрываются эти самые «элементы психологического кодирования» и пора бы нам уже проснуться?
N.B.
Саулюс Варнас: «Герои Виткевича — это настоящие бестии, вырвавшиеся из подсознания, из каких-то параллельных миров… Их мир безумно красив, он завораживает. И в то же время он близок к апокалипсису. Один миг — и все может быть разрушено!».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется.


Говорят, последнее дело – судить о книге по обложке. Но именно так ко мне попал новый бестселлер Джоджо Мойес.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о…». В этот раз речь не о шекспировских героях.

Помните, как о состоянии Буратино судили лекари из сказки «Золотой ключик»: «Пациент скорее жив, чем мертв»?