Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№2 от 14 января 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Столовичи
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Столовичи

«Vita brevis — patria etepnis. Жыццё кароткае — Радзіма вечная». Эти слова выбиты на камне возле костела в Крошине. Данным девизом руководствовались наши предки. Да и каждому из нас стоит следовать  этому девизу, чтобы не было больше разрушенных храмов, оскверненных часовен-усыпальниц, загаженных подъездов и брошенных детей? У каждого человека в жизни должен быть принцип, которым бы он руководствовался. И, согласитесь, этот — один из лучших.
А мы отправляемся по новому маршруту, который еще больше укрепит неутомимых путешественников в мысли, что нашу Родину есть за что любить.   
Двигаемся по М1 до Барановичей, от Барановичей сворачиваем на Р5.

 

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Город Барановичи

Город возник в 1871 году. Его развитие связано со строительством железной дороги Москва—Брест. До этого времени это была деревня Барановичи, известная с 1627 года. Имение принадлежало первоначально Невеселовским, позже их сменили Масальские и Розвадовские.
В стиле эклектики из дерева здесь был построен Крестовоздвиженский костел в 1924 году. Сохранилось и здание известной в конце XIX–начале XX веков иешивы в Барановичах, закрытой советскими властями в 1940-м. Тем не менее, иешива сохранила свои отделения в Израиле и ЮАР, а в барановичском здании в наши дни размещается спортивная школа. Здесь также можно посмотреть здание пожарного депо 1930 года постройки.
Усадебный дом Королевских считается самым старым  каменным зданием в городе (1870-е). Покровский собор в стиле классицизма построен в 1924 году. Художественной достопримечательностью являются мозаичные украшения в интерьере этого храма. Они размещены снаружи на фронтонах и в интерьере. Всего их семь из шестнадцати, украшавших собор Александра Невского в Варшаве. Выполнены они по эскизам В. Васнецова, Н. Бруни, Н. Кошелева, В. Думитрашко.
В начале 1920-х  по распоряжению польских властей собор в Варшаве был снесен. Часть наборной шлифованной мозаики была переправлена в Барановичи. Эти мозаичные полотна и были использованы для оформления Покровского собора.

Деревня Стайки

В старинном парке из кирпича в стиле неоготики с чертами классицизма сохранился усадебный дом шляхтичей Лашкевичей. Построен он был в 1822 году. Уцелели также дом прислуги, ледовня и другие хозпостройки. Эту усадьбу еще можно восстановить. Главное, чтобы нашлись неравнодушные люди, которые любят и ценят историю своей страны.

Деревня Верхнее Чернихово

Усадьба Рдултовских.  Известна с начала XVIII века. Представлена тремя объектами малых форм: придорожной часовней при въезде в имение (1882), на краю усадебного парка коптильней в хорошем состоянии (XIX в.), в стиле ампир часовней-усыпальницей, возведенной в 1821 году.

Деревня Нижнее Чернихово

От усадьбы Рдултовских сохранился добротный кирпичный жилой дом для рабочих. Из дерева в ретроспективно-русском стиле в 1895 году на кладбище здесь была построена церковь святой Параскевы Пятницы.  

Деревня Юшковичи

В неороманском стиле из кирпича на краю деревни в 1934 году возведен Троицкий костел. Долгое время храм был в удручающем состоянии, но в 1995-м его восстановили.

Агрогородок Крошин

Поселение известно с XV века. До 1499 года великокняжеская собственность, затем — князя Д. Путятича, Горских, Радзивиллов, Валовичей и др.  В стиле модерн из кирпича на кладбище в 1920-м построен костел Божьего Тела. За костелом расположена могила Павлюка Багрима. Поэта, демократа, кузнеца-самоучки. В самом храме висит им изготовленная кованая бронзовая  люстра. Об авторстве работы свидетельствует выбитая на верхнем обруче надпись «Павел Багрим выковал в Крошине над Щарой в 1881 г.». Указано здесь и имя заказчика: «Заказал по бостонскому образцу Петр Святополк-Завадский». Люстра висела в зале дома Петра, а затем его наследниками была передана костелу. На стене нынешнего костела висит текст единственного сохранившегося  стихотворения Багрима «Зайграй, зайграй, хлопча малы...»  в оригинале и в переводе на польский и английский языки.

Агрогородок Столовичи

Здесь высится церковь святого Александра Невского. Храм был возведен в 1640—1646 годах  владельцем местечка командором Мальтийского ордена М. Домбровским по проекту известных архитекторов И. Фонтана III и И. Глаубица как костел Иоанна Крестителя. Первоначально на этом месте по приказу М. Радзивилла Сиротки для его сына мальтийского рыцаря Жигимонта Кароля была основана Столовичская командория и в 1610 году был построен деревянный костел св. Марии и Иоанна Крестителя, предназначенный для рыцарского Мальтийского ордена и привезенной из Италии скульптуры Божьей Матери.
Рядом с церковью стоит мемориальный камень. Надпись на нем гласит: «12. IX. 1771 тут адбылася бітва канфедэратаў гетмана М.К. Агінскага з войскамі А. Суворава. Pokуj ich duszom».


В стиле неоготики в 1907 году в деревне возведен из кирпича костел Сердца Иисуса.  Сохранились здесь и две водяные мельницы. Одна из них работает до сих пор.

Деревня Старые Войковичи

Найти это интересное место очень сложно, но, тем не менее, стоит спросить местных людей и посетить. Возможно, в 1930-м возле деревни на перекрестке нескольких дорог возведен этот необыкновенный памятник. По одной из версий, это монумент, посвященный трем походам Речи Посполитой на Восток. По другой — в честь погибших польских солдат в 1920-е. На высоком постаменте орел с распростертыми крыльями и три католических креста.

Легенда от автора проекта
ВОЛЧАТА
В этом огромном доме их  осталось только двое: дед Митяй, лет под девяносто, да правнук его Демка, лет восьми отроду. Большую когда-то семью война разметала безжалостно. Кто с фронта не вернулся, многие умерли от болезней, а кто и на чужбине жить остался.
Когда председатель колхоза обратился с просьбой взять на постой бригаду электриков, которые тянули провода со станции через деревню на строящуюся ферму, дед согласился с радостью. Вторая половина хаты  и так простаивала.
И вот однажды постояльцы, вернувшись вечером с работы домой, высыпали из мешка на пол четырех крошечных волчат. Рубили они просеку и набрели на волчье логово. Принесли домой детенышей, надеясь, что дед подскажет, что с ними делать. И пока маленькие серые комочки слепо тыкались в бока друг другу и жалобно скулили, старик рассказал мужикам, как оно есть. Все местные знали, что в лесу, недалеко от деревни, есть логово волчицы. А поселилась она там еще до войны. И до сей поры вроде соседствовали в мире, а теперь, когда ее волчат забрали,  как дело повернется — он не знает.
Чуть свет бригада опять на работу ушла. Дед Митяй позвал внука да и говорит:
— Я вот всю ночь глаз не смыкал, прикидывал, как поступить с этим выводком. А к утру мне послышался вой за околицей. И, стало быть, надобно, Демка, волчат обратно в мешок поместить. На спину его взваливай, мне такая ноша тяжела больно, да и пойдем-ка мы с тобой к логову вдвоем, богу помолившись. Авось не тронет нас волчица.
Внучку страшно было, но противиться деду он не посмел. Немедля и отправились. У логова Демка волчат из мешка вытряс на еловую иглицу. Дед по сторонам оглядывается, с тростью сучковатою готов себя и  внучка баранить. А волчица тут как тут. На людей не стала бросаться, только пристально вглядывалась, воздух ноздрями тянула, а потом к волчатам подошла, на бок завалилась, подставляя живот своим детенышам…
Так они мирно и разошлись.
Прошло лет пять-шесть. Перед самой Пилиповкой деда не стало. И вот выпала надобность Демке на базар съездить с обозом, яиц десятков пару да грибов сушеных отвезти продать или обменять на теплую одежду.
Замешкался малой, по городу гуляючи, сумерки насунулись, день в эту пору куда меньше, а тут, как назло, и метель кружить стала. Повернуть обратно никак нельзя: парень уже полдороги до села прошел. Ноги в сугробе вязнут, упал несколько раз. И вдруг понял Демка, что заблудился в пурге непроглядной. Даже расплакался…
Потом, сидя у печки теплой у соседки, дальней родственницы, рассказывал, что волки его до околицы довели сквозь метель да непогоду. Было их пятеро: четверо огромных волков да старая волчица. Сначала вой услышал, потом увидел рядом стаю, думал, смертушка пришла.
— Но серые трогать меня не стали, по сторонам шли, словно направляя. А волчица все впереди, оглядываясь на меня, звала вроде. Так и довели меня до забора крайней хаты. Как собаки цепи рвать стали, исчезли волки, как растворились в метели. Видать, это были те четверо волчат, что мы с дедом Митяем мамке ихней в лес отнесли, — подытожил свой рассказ парень.
Ворочая печеную картошку в углях, проговорил:
— Вот ведь, зверь лютый, а за добро добром заплатил. Не так, как у людей, у людей иначе. К злу все больше у них душа клонится, прости меня, Господи.  



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.