Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Актуально

№25 от 18 июня 2015 года

Социология в избирательных процессах
Социология в избирательных процессах

Участники круглого стола журнала «Беларуская думка» обсудили влияние социологии на современное общество и гражданскую ответственность исследователей, роль социологических исследований в предвыборной кампании и целесообразность использования экзитполов для проверки результатов выборов. В дискуссии приняли участие директор Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ) Алексей Дербин, директор Института социологии НАН Беларуси доктор социологических наук, профессор Игорь Котляров, директор Центра социологических и политических исследований БГУ доктор социологических наук, профессор Давид Ротман, руководитель аналитического центра ECOOM Сергей Мусиенко и начальник управления социологических исследований ИАЦ Владимир Литвинович.
Самые интересные мнения и заявления, прозвучавшие на круглом столе, предлагаем вашему вниманию.

Игорь Котляров:

— Перед выборами появляются псевдоструктуры, использующие социологию в политических целях.
К сожалению, целый ряд политиков пытается использовать социологию в своих целях. Приведу конкретный пример. Год назад практически все украинские сайты со ссылкой на одну организацию заявили, что наш Институт социологии провел в Луганской области исследование, где было показано, что большинство ее жителей выступают против ЛНР. Нам пришлось неоднократно опровергать это, поскольку мы просто не проводили такое исследование. Это типичный пример, когда социология используется в политических целях. А перед выборами псевдосоциологических структур будет много.

Алексей Дербин:

— Самые точные результаты дают электоральные социологические исследования накануне выборов.
В течение предвыборной кампании различные информационные акции или события могут влиять на настроение общества, поэтому результаты исследований иногда разнятся. В современном мире разработаны различные методы, не совсем социологические, которые позволяют ощутить настроение общества. Профессиональные честь и этикет социологов не позволяют им искажать результаты: это нанесло бы ущерб науке в целом, а также бросило бы тень на авторитетные структуры.
Ситуация в Беларуси дает возможность эффективно проводить социологические исследования и сотрудничать представителям социологического сообщества. В нашей стране работает авторитетная комиссия, возглавляемая директором Института социологии НАН Игорем Котляровым, в компетенции которой оценка структур, претендующих на проведение электоральных исследований. Существует также законодательная база. Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность за проведение опросов по избирательной, общественно-политической тематике без аккредитации. У нас существуют правовые механизмы, есть здоровое социологическое сообщество, которое взаимодействует. Проводим семинары и привлекаем специалистов из региональных вузов, из других социологических структур, то есть мы открыты к общению и делимся опытом.

Сергей Мусиенко:

— Если работа экзитполов разрешена на выборах, это свидетельствует об открытости государства.
В 2008 году, когда Барак Обама избирался на пост президента США, нас должны были пригласить провести экзитполы. Но в тот год они там были запрещены. Это большой вопрос к сегодняшнему заявлению США о продлении санкций в отношении Беларуси — у нас как раз-таки экзитполы разрешены.

Владимир Литвинович:

— Экзитполы выполняют информационно-развлекательную функцию.
Можно выделить несколько функций экзитполов, и одна из главных — информационно-развлекательная. Если посмотреть на те же Соединенные Штаты Америки, то в этой стране объявление результатов экзитполов превращается в шоу перед публикой.
Экзитполы часто ошибаются. В 2004 году, когда в США было противостояние Джорджа Буша и Джона Керри, перед объявлением официальных итогов экзитпол обнародовал свои данные, по которым победителем становился Керри. Однако официальные результаты были совсем другими. Экзитпол потом пересчитал все и признал, что ошибся.

Давид Ротман:

— Социологические исследования должны выявлять проблемы, а не фиксировать цифры.
Исследования не должны давать какие-то точечные результаты: столько-то процентов сказало так, а столько-то — так. Это неправильно, необходим анализ. Во время социологических исследований нужно выявлять проблемные ситуации (чем люди довольны, а чем не довольны), чтобы знать, над чем работать.
В частности, мало просто выяснить рейтинги кандидатов в депутаты или президенты — необходимо ответить на вопрос, от чего они зависят и как формируются.
Я хочу, чтобы респонденты — люди, которые впускают нас в квартиру, — обязательно проверяли документы интервьюеров. Потому что часто после того, как работники социологических структур прошли по домам, следом за ними  стучатся в квартиры представители различных сект. Они называются нашими именами, а затем начинают вести свою агитацию.
Каждый интервьюер имеет маршрутный лист, где записаны точные адреса и данные о респондентах: пол, возраст и, как правило, контактная информация. Мы проверяем их работу, перезванивая гражданам, уточняем, был ли он, когда заходил, сколько времени провел, какие вопросы задавал. Если мы узнаем, что интервьюер не заходил в эту квартиру, но указал ее в анкете, мы его жестко наказываем.
Бывают и случаи, когда граждане вызывают милицию, и правоохранители задерживают работников социологических структур. Однако после проверки документов все вопросы снимаются.
Материалы круглого стола будут опубликованы в очередном номере журнала «Беларуская думка»



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Белорусский агротуризм переживает бум: потенциальные клиенты просят владельцев поставить кровать под деревом в саду, лишь бы отдохнуть на природе! Разбираемся, как повышенный спрос повлиял на цены в усадьбах.

Участники круглого стола по вопросам интеллектуальной собственности рассказывают, как она может сделать нас богаче.

Жара за плюс 30 расставляет наши пищевые приоритеты по своим местам, а значит, и покупательские интересы. Чертовски хочется пить и чего-нибудь холодненького. Поэтому чаще всего покупаем воду, квас да мороженое. Это подтвердила корреспонденту и директор одного из магазинов известного в стране ретейлера, торгующего в спальном районе Фрунзенского района столицы, куда мы заглянули за охлаждающими продуктами.

В столичных торговых сетях и развлекательных центрах теперь можно сделать прививку от коронавируса. Корреспонденты БЕЛТА узнали, как работает пункт вакцинации в ТЦ «Столица».