Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Молодежная орбита

№24 от 11 июня 2015 года

Молодежь в зеркале социологии
Молодежь в зеркале социологии

Без чего молодежь не представляет свой обычный день? Вот что показало недавно проведенное социологическое исследование: 91% молодых респондентов не видят свой день без мобильного телефона, 77% — без интернета, 72% — без компьютера, ноутбука, планшета, 64% — без телевизора, 45% — без радио, 36% — без газет, журналов, 13% — без стационарного телефона. И только 6% — без книги. Можно спорить, хорошо это или плохо. Но такова реальность. Раньше мы боялись улицы, ее неоднозначного влияния. Сегодня молодое поколение все больше и дальше уходит в виртуальный мир. С его новыми возможностями, преимуществами, соблазнами и угрозами...
Приведенная статистика предпочтений молодых получена Молодежной лабораторией социологических исследований, не так давно созданной при Центральном комитете ОО «Белорусский республиканский союз молодежи». О лаборатории, держащей в постоянном поле зрения молодежную аудиторию, рассказывает один из ее руководителей — председатель центральной контрольной комиссии БРСМ Алеся Винник.

— Лаборатория социологических исследований создана для изучения мнения общества. И, в первую очередь, устремлений, интересов, настроений, молодежной среды. Мы хотели глубже понять: правильно ли строим свою работу? Как реализуется политика на местах?
Молодежная лаборатория социологических исследований состоит из совета лаборатории, задача которого — консультации по вопросам проведения и экспертной оценки социсследований, их программированию, составлению анкет, инструкций. Он также анализирует полученную информацию и отчетность, извещает общественность о результатах проведенных социологических исследований, проверяет качества сбора и обработки данных.
Самой многочисленной и динамичной частью лаборатории является опросная сеть. Именно ее участники — наши «контактеры», занимающиеся опросами населения, обрабатывающие полученную во время исследований информацию.
Чтобы выстраивать стратегию молодежного развития, нужно опираться не только на системное планирование и разработку нормативно-правовых актов, но и на результаты социологических опросов, их обобщений и выводов.
— Лаборатории еще нет и полгода. Многое ли удалось за это время успеть?
— На мой взгляд, немало. Мониторинг молодежной среды, ее настроений, ожиданий, увлечений, предпочтений проводим уже с февраля. Выполнен ряд социологических исследований, в частности, среди самой активной, мобильной среды — студентов вузов, средних специальных учебных  заведений и школ.
Мы наблюдали за тем, насколько ребятам интересны акции БРСМ, другие мероприятия, как подрастающее поколение воспринимает наши идеи, предложения. Интересовались, что думают о себе, сверстниках, стране, что для них означают такие понятия, как «патриотизм», «родина»?
Данные о коммуникационных предпочтениях молодых получены в результате анкетирования на традиционной выставке СМИ. Ранее на форуме «Молодежь в ИТ» изучали влияние интернета на умона-строения молодых, то, каким социальным сетям парни и девушки отдают предпочтение. Как оказалось, большинство выбирает популярную сеть «ВКонтакте».
Безусловно, интернет — это та сфера, где молодежь общается и проводит значительную часть своей жизни. Его влияние на формирование мировоззрения огромно, поэтому мы также должны работать, общаться с ними в социальных сетях — и «ВКонтакте», и в «Твиттере», и в «Фейсбуке». Этого требует жизнь. К сожалению, мало кто знает про существование такого белорусского сервиса, как «Vsetі.by», который пока заморожен.


Помогает ли ВУЗ Вам в решении текущих вопросов? 

— Интересуется ли Молодежная лаборатория социологических исследований тем, как живет, что думает молодежь в регионах?
— Конечно. Немногим более месяца назад в фокусе внимания социологической лаборатории оказалась деятельность общественных организаций, молодежных формирований и органов самоуправления, созданных в вузах Гродно. Гродненские респонденты высказали свое мнение о работе большинства из них: БРСМ, профкома, совета самоуправления, старостата, совета молодых ученых, а также о той реальной помощи, которую эти формирования оказывают студентам.
Дали оценку опрашиваемые и молодежным мероприятиям, которые прошли в течение последних трех лет. Больше других девушкам и парням запомнились такие, как «Цветы Великой Победы», «Мы граждане Беларуси». На третьем месте их рейтинга оказался конкурс «Королева Весна», а вот на последнем — новогодний праздник «Чудеса на Рождество». Но ведь впереди еще не один Новый год — чудес хватит на всех. 

— Социология — это целая наука.  Социологические исследования требуют научных подходов и специалистов, способных сделать правильную выборку, сформулировать вопросы и т. д. Хватает ли компетенций у ваших  молодых специалистов для грамотной работы с респондентами и умения анализировать информацию, полученную во время опросов и анкетирования?
— Безусловно, задачи перед молодежной лабораторией стоят сложные, масштабы работы — серьезные. Мы обучаем ребят, которых привлекаем к проведению опросов, анкетированию и т.д. А чтобы наши исследования были точными, выверенными, в подготовке справочно-информационных материалов и аналитической информации по исследуемым проблемам тесно сотрудничаем с Центром социологических и политических исследований БГУ и Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси. Дорожная карта каждого исследования должна проходить по всем правилам социологической науки.
Кстати, хочу подчеркнуть, что такая лаборатория существовала и ранее, мы только обновили ее, осовременили. Новый проект отличается новыми форматами исследований. Если ранее в нашем арсенале были только традиционные инструменты, такие как анкетирование и опрос, то сегодня используем и интернет-средства. Кстати, результаты исследований в социальных сетях абсолютно совпадают с теми сведениями, которые были получены с помощью традиционных методов сбора информации.
Не так давно в интернете наша   лаборатория «замеряла» уровень общественно-патриотического воспитания молодежи. Ребятам задали вопрос: «Что такое патриотизм в вашем понимании?». Вот как расположились ответы наших респондентов: «Любовь к Родине, родному городу, деревне, дому» — ответили 40%. «Уважение к своей Родине, гордость за свою страну» — 34%. «Любовь к национальной культуре» — 12%, «Любовь к своей семье и близким» — 6%. «Стремление к безопасному миру и социальной справедливости» — 5%. «В условиях глобализации патриотизм теряет свое значение» — 3%.
— Какие важные проекты предстоит реализовать лаборатории в ближайшем будущем?
— Совсем скоро в стране пройдут очередные выборы Президента Беларуси. Во время их проведения Белорусский комитет молодежных организаций планирует проводить так называемые экзитполы — опросы избирателей, пришедших на голосование. Думаю, работа во время таких мероприятий станет хорошей школой и для нас. Вполне вероятно, что лаборатория социологических исследований в ближайшем будущем сможет превратиться в центр изучения проблем молодежи.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Лето – горячая пора во всех смыслах. Особенно для студентов, которые после сдачи сессии отправились не на пляж, а в трудовые отряды. Мы познакомились с ребятами из «Тайфуна», одна из бригад которого строит дорогу больничного городка Гродненского онкодиспансера.

Параллельно с вузами 20 июля стали принимать документы и ссузы. Кто сегодня выбирает среднее специальное образование, кому после 9-го класса лучше получать профессию, за что всегда ценили в университетах и на предприятиях выпускников колледжей? Разбираемся на примере Могилевского строительно-архитектурного колледжа.


В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.


«Почти все неправильно понимают, что такое стартап! Думают, это – начало любого бизнеса, который не приносит прибыль. И ошибаются», – уверяет Игорь Саевец. В свои 34 года он – сооснователь борисовского технопарка, директор бизнес-инкубатора «С нами будущее» и владелец семи компаний. А еще человек, который точно знает: из 10 стартапов один точно выстрелит. Какой? Игорь Николаевич сейчас расскажет.