Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Политика

№4 от 21 января 2015 года

Право на выбор
Право на выбор
В 2015 году в Беларуси состоятся очередные президентские выборы. Хотя они еще не стартовали, ряд политических партий и общественных объединений уже обозначили свою активность. Идет обсуждение и выдвижение кандидатур, заключаются альянсы, делаются прогнозы, иногда довольно нелепые. Рассказать о том, какой будет избирательная кампания в этом году, обозреватель журнала «Беларуская думка» попросил председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидию Ермошину.
— Лидия Михайловна, главной интригой президентских выборов этого года являются их сроки. Каких только прогнозов на этот счет не делают! Итак, когда?
 — На данный момент самая вероятная дата — 15 ноября 2015 года. Это последнее возможное воскресенье для проведения выборов, поскольку в соответствии с Конституцией Республики Беларусь они должны состояться не позднее двух месяцев до истечения полномочий главы государства (срок истекает 21 января 2016 года).
Эта дата доведена Центральной избирательной комиссией до сведения главы государства и предварительно одобрена им
как самая вероятная. Нам нет смысла создавать здесь интригу. Поэтому и политическим партиям, и беспартийным соискателям поста Президента следует ориентироваться на этот срок. Так проще им и нам.
— В Беларуси были примеры удачных президентских кампаний в летнее время, например, в 1994 и 2001 годах. Может, не стоит ждать осени?
— Если посмотреть календарь выборов в других государствах, то, как правило, чаще всего встречаются два месяца — март и ноябрь. Мировая практика определила: именно они являются наиболее предпочтительными для проведения избирательных кампаний. Почему? Во-первых, эти месяцы не связаны с основными праздниками как религиозными, так и светскими, которые отмечают народы. Во-вторых, они не совпадают с сезоном отпусков, каникул и так далее. В этот период находятся в рабочем состоянии учреждения образования, где, по общепринятой практике, располагаются участки для голосования.
Что до того, что у нас дважды успешно прошли президентские выборы в летний период в 1994 и 2001 годах (в последнем голосовали в сентябре, но избирательная кампания выпала на летние месяцы), то могу сказать: тогда иного выхода не было. В 1994 году — это первые выборы Президента. В то время народ ждал его как мессию, именно с ним связывал надежды на становление государства и улучшение жизни. Поэтому отношение к выборам было как к чему-то судьбоносному. К тому же в 1994 году население жило скудно, ни о каких отпусках за пределами страны речь и не шла. Сегодня, когда мы говорим о летнем периоде, то вынуждены учитывать — в это время существенная часть населения просто-напросто отсутствует в стране, поскольку отдыхает за границей и не может участвовать в выборах. Жизнь изменилась радикально, поэтому сравнение с 1994 годом некорректно.
В 2001 году в некотором смысле также была особая ситуация. В результате республиканского референдума в 1996 году срок полномочий как главы государства, так и парламента был «обнулен» и начал течь заново. У Президента он завершался 21 ноября 2001 года, поэтому перенести выборы на позднее время было нельзя. На тот момент я возглавляла Центральную избирательную комиссию и могу сказать: проводить летом выборы крайне неудобно и тяжело. Отпускной период, жара, ремонт школ, проблемы с формированием участковых избирательных комиссий — преподаватели в отпусках… В 2001 году выборы прошли нормально, но это стоило таких усилий, что повторять не хочется. Да и не нужно.
— Президентские выборы 2015 года пройдут по обновленному избирательному законодательству. Что, с правовой точки зрения, реально изменится и как повлияли поправки в Избирательный кодекс на уже прошедшие кампании по выборам депутатов?
— Действительно, по сравнению с 2010 годом закон изменился. В полной мере это проявилось в 2013 году, хотя некоторые новеллы в Избирательном кодексе были внесены и ранее. В 2010 году уже применялась такая норма, как частные финансовые фонды кандидатов в Президенты, но теперь мы пошли дальше. Во-первых, фонд, который может создаваться кандидатом, увеличился до 9000 базовых величин, то есть в три раза по сравнению с 2010 годом. Во-вторых, и это предложение, на котором я настаивала и рада, что оно прошло, — право на создание фонда появилось не только у кандидата в Президенты, но и у соискателя этого статуса — того, кто только регистрирует свою инициативную группу и намерен собирать подписи по выдвижению его кандидатом в президенты. Это является самым принципиальным изменением законодательства в отношении президентских выборов. Почему оно появилось? Всем понятно, что для того, чтобы обзавестись 100 тысячами подписей для выдвижения кандидатом в Президенты, требуется затратить не только физические усилия, но и материальные средства. Подписи нужно собирать на территории всей страны, что предполагает разъезды, оплату транспортных расходов, того же бензина, например, и так далее. И в прежние кампании деньги на это использовали, но они оставались в тени. Никто не знал, сколько средств затратил тот или иной кандидат. По умолчанию считалось, что частные деньги на выборах не используются. Сейчас лицо, которое зарегистрировало свою инициативную группу, но еще не стало кандидатом в Президенты, может уже на следующий день после регистрации создавать свой фонд.
Еще мы ушли от государственного финансирования расходов на предвыборные материалы. Ранее каждому кандидату в президенты или депутаты выделялась определенная сумма, используя которую он мог заказать листовки и плакаты. Сейчас, коль мы дозволяем частное финансирование, государство не будет за это платить. Все расходы — за счет личного фонда кандидата. Как его пополнить — его проблема. Для этого разрешается привлекать средства политических партий, граждан и так далее. Единственное, что государство предоставит бесплатно, — это эфирное время на телевидении и радио, которое можно использовать как для предвыборных выступлений, так и для теледебатов. Плюс — возможность опубликовать свою предвыборную программу в печатных СМИ, созданных с участием государственных источников. Такое издание обязано принять у кандидатов их предвыборные программы и напечатать их бесплатно на равных условиях. Остальные СМИ могут делать это за счет кандидата, но опять-таки на равных условиях. То есть цена рекламной площади для их материалов или, скажем, интервью должна быть одинаковой.
На территории каждого населенного пункта будут бесплатно выделены помещения для встреч кандидатов в президенты и их доверенных лиц с избирателями. Но если кандидат захочет другое помещение, то это опять-таки за деньги.
Полный текст интервью читайте в журнале «Беларуская думка» и на сайте www.belta.by


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Подписав Договор о Евразийском экономическом союзе, страны «тройки» сделали большое дело. Такое мнение высказал Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 мая на встрече в Минске с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Президент Александр Лукашенко, принимая во вторник верительные грамоты у послов иностранных государств, искренне пожелал главам диппредставительств, чтобы Беларусь стала для них вторым домом.

Беларусь и Туркменистан подтверждают стремление к тесному и многоплановому сотрудничеству, носящему характер стратегического партнерства, строящемуся на долгосрочной основе и располагающему большим потенциалом. На этом акцентировали внимание президенты двух стран Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов во время переговоров в Ашхабаде.

Беларусь и Казахстан намерены расширять взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической сферах, добиваясь углубления экономической интеграции двух стран.