Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Онлайн конференция

№33 от 15 августа 2013 года

Соцсети: благо или вред?
Соцсети: благо или вред?

Социальные сети поделили жизнь современного человека на офф- и онлайн. По данным опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента среди минской молодежи, соцсети ежедневно посещают более 71% респондентов. Исследование показало — интернет служит значимым источником информации для более чем 87% опрошенных и по этому показателю догоняет так называемое сарафанное радио. Плюсы и минусы растущей популярности соцсетей для белорусского общества обсудили во время онлайн-конференции БЕЛТА заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь Алексей Мацевило, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин, пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский, пресс-секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям Виталий Новицкий.


Олег Игоревич: — Как, на ваш взгляд, социальные сети влияют на нашу молодежь? Чего все-таки больше — позитивного или негативного?
Алексей Мацевило:
— Соцсети — это важная часть образа жизни современного молодого человека, точно такая же, как книга, телевизор или спортплощадка. Это удобное средство общения, поиска и обмена информацией, коллективного взаимодействия. Интернет-пользователи сегодня любят социальные сети, в первую очередь, за комфорт в общении и при работе с информацией. Естественно, есть и некоторые проблемы. Они связаны с тем, что сегодня соцсети стали традиционным способом общения. Во-первых, объективно живого общения становится меньше. Оно замещается сетевым. Во-вторых, сегодня у нас появился мобильный интернет. По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, в стране его сейчас используют более 60% молодых людей. Это позволяет им присутствовать в соцсетях практически в режиме нон-стоп. Это, естественно, влияет на концентрацию, потому что когда ты занимаешься чем-то и параллельно присутствуешь в соцсетях, то это сказывается на внимании. Люди отвлекаются, чтобы проверить, не получили ли они новых сообщений, лайков.
Есть данные американской исследовательской компании, которые свидетельствуют, что 20% американцев в возрасте от 18 до 34 лет продолжают пользоваться своими мобильными устройствами даже во время секса, а 12% пользователей принимают со своими смартфонами душ, 19% проверяют свою почту и заходят в соцсети во время религиозных служб, 33% не могут оторваться от своих смартфонов во время романтических ужинов. У белорусских пользователей соцсетей можно наблюдать схожую модель поведения.
Вадим Гигин: — В принципе, соцсеть — важная часть современной жизни, но я не думаю, что это серьезно влияет на сокращение человеческого общения. Здесь кроме социологических исследований нужно проводить серьезные психологические, если хотите, антропологические исследования. На самом деле, если у кого-то в друзьях в соцсети 1,5 тысячи человек, то со сколькими из них он знаком лично? По моим наблюдениям, в общем-то человек все равно общается с тем кругом людей, с которым он общался раньше. Просто соцсеть позволяет этот круг значительно расширить. На самом деле люди к этому стремились всегда. Допустим, когда не было социальных сетей, была переписка. Сейчас это все отошло в прошлое, появились новые формы. Но это не значит, что молодые люди, люди более старшего возраста стали меньше общаться вживую. Да, возможно, у кого-то бывает такая крайняя форма, но все же не думаю, что это массово.
Интернет позволяет, особенно женщинам, когда они выходят на пенсию или в предпенсионном возрасте, да и мужчинам тоже, найти себя. Сейчас есть очень модное направление на Западе, которое и у нас приобретает много поклонников. В старшем возрасте люди открывают для себя интернет и новые возможности в жизни, возможности для общения, поиска родственников и так далее. С этой стороны я бы не смотрел на соцсети как на некий вызов или как угрозу. Это просто новая форма. Как любой инструмент, компьютер, блокнот, ручка, она может иметь позитивные моменты и негативные, но говорить, что у нас в социальной, а уж тем более в политической сфере — какая-то твиттерная революция или фейсбук-революция, я бы не стал. Конечно, на степень распространения информации, на соотношение традиционных и новых социальных медиа это влияет. Что касается остального, это еще достаточно новое явление, его нужно изучать. Первые исследования здесь, как и в случае с любым новым явлением, гипертрофируют: присваивают явлению суперпозитивные или супернегативные черты. Так было с радио, с телевидением, с пейджерами. Но потом появляется привычка, общество адаптирует явления под свои потребности. Наступает более спокойная ситуация, когда негативные и позитивные факторы балансируются.
Александр Ластовский: — Возьмем, к примеру, блокнот. Сам по себе он ничего не стоит или стоит копейки. Если в него записать какие-то мысли, то он уже приобретает стоимость. Соответственно, соцсеть — это инструмент, который наполняют контентом именно пользователи. Самые именитые люди разных профессий в нашей стране считают, что соцсеть — это инструмент. Ни один человек, ни журналист, ни коммерсант не сказал мне, что это зло или добро. Это, можно сказать, зеркало души. До соцсетей были заборы, на которых рисовали. В советском понимании это была обычная жизнь. Мы встречались, общались. Вот это и была социальная сеть. Правильно Вадим Францевич вспомнил о переписке.
Виталий Новицкий: — Я тоже расцениваю соцсеть в качестве инструмента. Вижу многочисленные примеры удачного и неудачного, негативного и позитивного опыта его использования. Но, тем не менее, это все равно остается инструментом. Достаточно заинтересованно я занимаюсь соцсетью «Твиттер». Сейчас она, в Беларуси в том числе, набирает все больше подписчиков. Но все равно нужно реально оценивать и понимать. Даже самые оптимистичные эксперты называют цифру твиттер-подписчиков в Беларуси — 200 тысяч. А целевая аудитория, с которой я должен работать, значительно больше, это все граждане нашей страны. И, конечно, твиттер-подписчики — незначительная часть от этого общего числа. Однако она важная, поскольку зачастую там присутствуют лидеры мнений. Последнее время там присутствуют и журналисты как республиканских, так и региональных СМИ. Конечно, это наиболее оперативный канал для коммуникации пресс-секретаря с ними.
Александр Маханько, г. Минск: — Не кажется ли вам, что блогерство изживает себя? Посты длиннее страницы мало кто пишет, тех, кто сможет дочитать их до конца, — еще меньше. Поделитесь опытом, как поддерживать высокий интерес к своему блогу?
Алексей Мацевило:
— Не то, чтобы оно себя изживает. Скорее, «съеживается», становится менее заметным явлением. Блогерство появилось в тот период истории интернета, когда его пользователями в основном была интеллигенция. Отсюда и пристрастие первых блогеров к длинным текстам. И тогда это было нормой. Но когда интернет стал по-настоящему массовым — его новые обитатели принесли с собой свои речевые практики из реальной жизни и уже короткие сообщения начали восприниматься как норма в сетевом общении. Социологические исследования Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь показывают, что среди белорусской молодежи проявляют устойчивый интерес к блогам не более 10%. Среди минских студентов показатель выше, но общая аудитория блогеров не превышает 30%. Эти данные можно сопоставить с российскими. По июльской информации специалистов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ведут блоги 11% российских респондентов, читают блоги — 33%. На мой взгляд, это все еще наследие начала нулевых годов, которое постепенно будет таять. Сейчас молодежь мигрирует в новые социальные сети — с их короткими текстами, видео, музыкой и знакомствами. Поэтому у каждого блогера сегодня есть выбор: он может продолжать писать длинные умные тексты — и его блог будет востребован, но лишь той небольшой частью интернет-аудитории, которая заинтересована в этом интеллектуальном продукте. Это нишевый продукт, для заинтересованного читателя. Другой путь — создавать короткие хлесткие тексты, придумывать демотиваторы, использовать формат видеоблога — словом, устраивать шоу. Тогда у блогера вырастают шансы на популярность. Пусть каждый выбирает путь, который ему ближе.
Вадим Гигин: — Блогерство как явление сейчас переживает переходный этап. Трудно сказать, изживает оно себя или нет. Но очевидно, что в последнее время мы наблюдаем его качественное изменение. Во-первых, здесь многое зависит от конъюнктуры. Посмотрите на российскую ситуацию с модой ведения блогов госслужащими крупного ранга. Когда президентом был Дмитрий Медведев — вели блоги, когда главой РФ стал Владимир Путин — эта мода стала отмирать, и все резко вернулись к ручкам и блокнотам. Здесь многое зависит от конъюнктуры. Во-вторых, люди осознали, что блогерство — это первый шаг к журналистике. Об этом велось много споров, у нас менее ожесточенных, а в России чуть ли не до рукопашных схваток доходило. Судя по всему, самостоятельным явлением в журналистике блогерство не станет. Это способ проявить себя. Если у человека получается проявить себя, как правило, он начинает приходить к сотрудничеству с традиционными СМИ. Как пример — авторская колонка на популярном сайте с признаками блога — обратной связью. Сочетание традиционной авторской колонки с форумом и дает такое явление, как блог традиционных СМИ. Это уже журналистика, в отличие от блогов в соцсетях.
Виталий Новицкий: — Независимо от того, как в дальнейшем сложится глобальное восприятие в обществе блогов, я буду продолжать их вести. Для меня одна из основных целей — записи для ограниченной целевой аудитории, которая обязательно их прочитает. Вопрос о количестве подписчиков, увеличении — уменьшении комментариев меня не интересует.
Александр Ластовский: — Я также продолжу свою деятельность с тем, чтобы показать молодым людям и их родителям опасность некоторых явлений в соцсетях, о которых они, возможно, и не подозревают. Единственное — я сменю формат. Сейчас в Москве создается отдельный сайт, который будет работать по принципу «блогосферы», но с чертами соцсети. Иными словами, это будет социальная сеть о социальной сети, где можно будет обмениваться информацией и мнениями. Это будет авторская сеть, но она не будет раскручиваться. Ее назначение в том, чтобы человек, который захочет получить информацию, скажем, о группе «окупай-педофиляй», сможет все узнать. Как показывает время, это очень опасное явление с точки зрения набирающих обороты незаконных действий молодых людей.
Сейчас отмечается рост побудительности в действиях пользователей интернета. Организовываются группы, проводятся тайные встречи. Это одна из тем, которая будет поднята. Очень хотелось бы обратить внимание своих коллег из правоохранительных органов на подпольные встречи поклонников серийных убийц. Существуют объединения, которые перерастают в реальное движение «убей ветерана», где молодые люди пока что публикуют свои намерения о том, как бы они хотели избивать ветеранов войны, есть сообщества в поддержку Чикатило, а также группы, которые путем провокационных сообщений вынуждают девушек на вызывающие посты и потом публикуют эту информацию. Также существуют группы, которые реализуют свои садистские наклонности. К сожалению, такое наблюдается и в Минске. Такие объединения не очень известны массовой аудитории. Показать такое явление и есть моя цель. Хочется, чтобы эти группы самоликвидировались, что произошло с «оккупай-педофиляй» благодаря вниманию общественности к этой теме. Считаю, что родителям не мешало бы посмотреть, в каких социальных сетях присутствуют их дети, в каких состоят группах, какую лексику используют и какие выкладывают фотографии.

Полный текст онлайн-конференции опубликован на сайте БЕЛТА www.belta.by



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Как повлияли на медиасреду Беларуси поправки в закон «О средствах массовой информации», которые действуют с 1 января 2015 года? Насколько эффективны меры по ограничению доступа к сайтам, нарушающим законодательство? Какие планируются законодательные нововведения по защите детей от вредной информации? На эти и другие вопросы во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответила министр информации Лилия Ананич.

На этот и другие вопросы во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответили заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич и начальник отдела первичной медико-санитарной помощи комитета по здравоохранению Мингорисполкома Людмила Луговец.

Онлайн-конференция на тему «Изменения на рынке банковских вкладов» с участием начальника главного управления регулирования банковских операций Национального банка Беларуси, члена правления Нацбанка Илоны Ледницкой, заместителя начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Ирины Криворощенко, председателя правления ЗАО «МТБанк» Андрея Жишкевича, заместителя председателя правления «Приорбанк» ОАО Сергея Шишова.

В начале июля Президентский спортивный клуб отметит десятилетие со дня основания. Это республиканское государственно-общественное объединение было создано по инициативе спортивной общественности страны для поддержки физкультурно-оздоровительного движения.