Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№22 от 30 мая 2013 года

Эх, понаехали бы!
Эх, понаехали бы!

Когда в окошко стучится лето, грех не поговорить об отдыхе. Ясное дело, что белорусы, посчитав свои кровные, потянутся в разные уголки земного шара. В поисках новых впечатлений, знаний и эмоций. А вот поедут ли туристы в Беларусь? Что их может привлечь в нашей родной синеокой стране? Ответ на этот вопрос искали главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты
«7 дней» Елена Еловик.

Еловик: — Коллега намедни рассказала о том, что в выходные с семьей отдыхала в центре экологического туризма «Станьково». Впечатлений море! Дочь пребывает в восторге вот уже несколько дней. Огромный зоосад с диковинными зверями и птицами, катамараны, конеферма, велосипеды напрокат — словом, чего там только нет! А партизанский лагерь или историческая площадка с окопами, военными паровозами, гаубицами и танками… В общем, рай для любителей активного отдыха. Но я, между прочим, про этот рай ничего до этого не слышала!

Гигин: — Про «Станьково» слышал, более того, бывал там.
Еловик: — А вот я прошлась по редакции, поинтересовалась этим центром — никто не знает! Да и в выходные, по словам знакомой, там было не очень многолюдно. Отсюда вопросы: куда смотрят маркетологи? Почему не крутят по телевизору с утра до ночи рекламные ролики? Почему нет указателей-табличек, чтобы водители могли легко сориентироваться в дороге? Где доступный транспорт до этого места? Быть может, туризм — не наш «конек»?
Гигин: — В корне не соглашусь! Считаю, что туризм может стать одним из основных источников поступления валюты в экономику. Надо учиться развивать это направление. Мы привыкли считать, что туристические страны — там, где много пляжей, моря и солнца. Но возьмите Венгрию, в которую ежегодно въезжает несколько миллионов туристов. И все только потому, что страна находится на пути, выгодном для ежегодной миграции к курортам Адриатического моря. И венгры научились на этом зарабатывать. Беларусь — это, конечно же, прежде всего транзитный туризм.
Еловик: — Как шутят русские, дорога на Берлин…
Гигин: — А еще ностальгический туризм. Многие когда-то уехали отсюда и теперь с удовольствием готовы вернуться на недельку-другую, чтобы показать своим детям и внукам родину предков.
Еловик: — Одну минуту! Для начала определимся в терминах. Вы, насколько поняла, берете в расчет всевозможные виды туризма — караванинг, ностальгический, познавательный…
Гигин: — …медицинский — оздоровительный туризм. Почему бы и нет? Те же белорусские санатории стали брендом. Что касается исторического туризма, на мой взгляд, мы рекламируем не то, что надо.
Еловик: — Что вы имеете в виду? Хатынь, Брестскую крепость?
Гигин: — Хатынь и Брестская крепость — наши исторические реликвии, это как раз то уникальное, на что едут смотреть иностранцы. А вот замки, которые восстанавливаем… Во-первых, это, как правило, новодел, не аутентичный оригиналу, а, во-вторых, любой человек, который побывал на Рейне, Луаре или в Англии, вряд ли поедет смотреть белорусские замки. А вот, к примеру, советская тематика может привлечь западного туриста...
Еловик: — …пенсионного возраста, который помнит Советский Союз и все, что с ним связано. А для молодого западного человека это — ни о чем! Некоторые из них не помнят даже, кто с кем воевал во время Второй мировой войны.
Гигин: — А вы знаете, что одна из самых популярных маек на Западе — с надписью «СССР»?! Во всем мире советская тематика очень популярна. Как и песня Пола Маккартни «Back in the U.S.S.R.». Кто-то спешит назвать Беларусь «советским заповедником». Так давайте научимся зарабатывать на этом деньги. Просто ко всему нужен толковый маркетинговый подход. Хотите увидеть редкие памятники советской эпохи? Пожить жизнью партизан, поесть каши, принять участие в ролевой игре на военную тематику? Добро пожаловать в Беларусь!
Еловик: — Так многое из перечисленного уже есть в том же «Станьково»! Но если сами белорусы об этом центре, да и о других маршрутах, почти ничего не слышали, как мы будем зазывать сюда гостей из-за рубежа?
Гигин: — Надо ставить задачи, в том числе и перед нашими посольствами. Должны проявлять инициативу и сами частники. Мы привыкли, что за всем должно стоять государство. А где туристические агентства? Часто они хотят «срубить» легких денег. Конечно, проще всего отвезти туриста в Египет или Турцию по отработанному маршруту… И совсем другое — организовать запоминающийся отдых в своей стране.
Еловик:  — Однако у представителей туроператоров свои мысли по поводу въездного туризма. Они жалуются, скажем, на то, что на иностранного гостя приходится оформлять много разных сопроводительных бумажек, анкет, сложна процедура получения белорусской визы, да и сама виза недешевая.
Пару лет назад я в частном порядке приглашала иностранца в гости. Он когда-то окончил здесь мединститут, интернатуру. С его стороны это был ностальгический туризм.
Мне пришлось оформлять приглашение, заверять на работе, потом по приезде сюда водила гостя в ОВИР «отмечаться»… Да и в аэропорту виза, которая стоила, если не ошибаюсь, в районе двухсот долларов, оформлялась долго. Как вам кажется, захочется ли мне (и ему) в следующий раз повторить сию процедуру?
Гигин: — Помню, как до введения безвизового режима турки жаловались на проблемы с оформлением визы. Белорусское посольство находится в Анкаре, генконсульство — в Стамбуле. Представляете, как человеку среднего достатка, который живет где-нибудь в Анталье, получить белорусскую визу? Турция — страна большая. Доберись еще до нашего посольства! Сколько надо было мытарств пройти! Упрощение визового режима, конечно же, необходимо для привлечения массового туриста.
Еловик: — В последние годы много обсуждается тема экотуризма. Безусловно, заповедники, болота Полесья — это интересные и запоминающиеся экскурсии. Но если экотуризм станет массовым (а не элитарным, как теперь), что останется от нашей девственной природы?
Гигин: — Думаю, опасения напрасны! Едут же массово туристы в Коста-Рику, на лазурные пляжи Турции или коралловые рифы Египта. Не слышал, чтобы там что-то сильно вытоптали и сломали.

Еловик: — На мой взгляд, к экотуризму нужно относиться осторожно. Можно превратить Беловежскую пущу в огромный Макдональдс, но надо же и совесть иметь! Эти деньги погоды все равно не сделают.
Я бы брала в расчет и культурный туризм. На днях вернулась из Витебска, где волею случая стала свидетелем корпоративного фестиваля «Газпрома» «Факел». Соседи-россияне были на позитивной волне, они с радостью рассказывали о себе — оренбуржцы, томичи, уренгойцы. Люди с радостью занимались шопингом, скупая белорусские товары. Льняные изделия, косметика, трикотаж, обувь, работы народных мастеров — все шло на ура! Кафешки и рестораны тоже не пустовали. Россияне были в восторге от города и гостеприимства жителей. Рок-концерт с участием лучших молодежных коллективов разных стран собрал на площади Победы в Витебске рекордные тридцать тысяч зрителей! Могли попасть все желающие!
И как было удивительно в разгар праздника обнаружить в интернете отзывы горожан, которые якобы недовольны тем, что россияне нарушили привычный ритм города. Видите ли, безумные децибелы мешают спать, с парковкой возникли трудности, на автомойку не попасть… Конечно, когда в городе проводится столь масштабное мероприятие, возникает определенный дискомфорт. Однако, товарищи ревнители тишины и спокойствия, вы что, хотите и рыбку съесть, и в фаэтоне прокатиться? Это то же самое, если баварцы возмущались бы тем, что две недели сентября, на фестивале пива, постоянно пахнет свиной голяшкой и солодом. Мол, ползают вокруг подозрительные рожицы разных национальностей!
Гигин: — Эти так называемые мнения и отзывы — не простая случайность, не настроение масс. Это часть антироссийской кампании. Ее цель — попытка разжечь неприязнь к российским туристам. Вот, мол, позанимали все кафе, гостиницы, санатории… Но на самом деле приезд россиян к нам — это хорошо, в любом случае мы должны смириться с тем, что основным массовым туристом, по крайней мере в ближайшие годы, будет россиянин. Наша инфраструктура готова прежде всего для того, чтобы принимать наших ближайших соседей. Просто в Беларуси есть силы, у которых одно слово «русский» вызывает отторжение и икоту, они готовы сделать все, чтобы спровоцировать ответную реакцию и добиться того, чтобы у нас им стало некомфортно. Нужно учиться принимать гостей. Уметь веселиться вместе с ними и — скажем открыто — зарабатывать на туристах.
Еловик: — Несведущие граждане сокрушались, что Витебск на подготовку и приведение в порядок инфраструктуры, концертных площадок, гостиниц потратил немалые деньги. Это правда. Но правда и в том, что финансовая помощь, инвестиции «Газпрома», как вы понимаете, были очень внушительными, это не один миллион долларов…
Кстати, раньше заключительные этапы проводились в Геленджике. А вот в 2013 году курорт потерял финал. Местная пресса писала в таком духе: для геленджичан этот факт обиден еще тем, что фестиваль проходит в мае, в так называемый «не сезон», и позволяет заработать дополнительные деньги как городу, так и его жителям, занятым в сфере обслуживания приезжающих.
И я с радостью узнала, что Витебск может стать постоянной фестивальной площадкой «Газпрома». Об этом заявил журналистам сам Алексей Миллер, подводя итоги фестиваля.
Гигин: — Один крупный чиновник в приватном разговоре сказал, что лозунг в сфере туризма должен звучать так: «Чего изволите?». За годы советской власти профессии горничной, официанта стали считаться не очень престижными. В Беларуси, в Украине, в той же России уже создана определенная развитая инфраструктура для приема гостей. Проблема в другом — качество и уровень сервиса оставляют желать лучшего.
Еловик: — Раньше шутили, что реклама «Интуриста» когда-то звучала так: «Приезжайте в СССР, а не то СССР приедет к вам!». Да, фраза потеряла свою актуальность. Сегодня мы учимся улыбаться и пробуем прокричать на весь мир: «Welcome to Belarus!»»
Гигин: — Будем верить, что нас услышат. Ну а пока мы слишком мало для этого работаем.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.