Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Есть проблема

№14 от 04 апреля 2013 года

Формула социального заказа
Формула социального заказа

Мы, обитатели больших городов, любим сетовать на проблемы урбанизации. Мол, и жизнь в «асфальтовых джунглях» безрадостная, и «понаехали тут», и машину некуда приткнуть, и вообще — перенаселение достало. Замучились, словом…

Фактор выбора
Отдельная песня для горожан — организация торговли. Возмущаемся, когда хлеб на прилавке вчерашний обнаружим или авокадо нужного размера не найдем. Разбаловались? Или, если выразиться чуть грубее, но точнее, — зажрались? Не совсем. Просто стали привыкать к хорошему, воспринимать реальность такой, какой она должна быть. И поняли, благодаря конкуренции на рынке, главное — торговля обязана обеспечить покупателя даже не товаром, а выбором. Есть выбор — приложатся и приемлемые цены, и ассортимент товаров, и их качество. Ведь розница — это как раз та сфера, где «голосование» потребителя происходит однозначно и понятно, а в роли избирательного бюллетеня выступают деньги. Мы платим лишь за то, что нам нравится.
В кущах потребительского рая мы можем жаловаться на размер срываемых плодов и стремиться к еще большему и лучшему. И это правильно! Но все же не стоит забывать и о том, что еще очень многие наши сограждане и близко не подошли к «вратам парадиза» — для большинства сельских жителей «разносолы» современной торговли так и остались нераспробованной экзотикой. Время здесь, в деревенской рознице, будто остановилось, и выбора у покупателя нет.
Но люди-то изменились! За последние двадцать лет мы все стали мобильнее, нам доступно больше информации, мы видели жизнь не только в соседнем городе, но и в дальних странах. И люди на селе сегодня тоже прекрасно знают, чего они хотят.
Стремление к лучшему
Об очень интересном исследовании рассказал на днях во время онлайн-конференции «Технологии изучения общественного мнения в Беларуси: на уровне мировых стандартов», проходившей в пресс-центре БЕЛТА, первый заместитель директора Информационно-аналитического центра (ИАЦ) при Администрации Президента Республики Беларусь Виталий Дашкевич. Специалисты центра провели оперативный соцопрос, который касался отношения сельского населения к местной торговле. Выборка респондентов репрезентовала взрослое сельское население Беларуси по полу, возрасту, образованию — статистическая погрешность исследования не превысила 3,1%. Это позволяет сделать вывод, что полученные данные отражают мнение всего взрослого сельского населения страны. «Прежде всего, результаты опроса объективно отражают нынешнюю ситуацию с торговым обслуживанием сельского населения страны. А она на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворять нас», — подчеркнул, рассказывая об исследовании, Виталий Дашкевич.
Как оказалось, стационарные магазины есть в населенных пунктах, где проживает 85,5% сельчан. Но удовлетворены их работой только три четверти жителей таких деревень.
Две трети опрошенных могут себе позволить съездить за покупками в другие населенные пункты. Но жители тех деревень, где нет стационарных магазинов, как это ни парадоксально звучит, имеют меньше возможностей отправиться за покупками в соседнее село. Для 22,1% таких респондентов выезды за покупками за пределы своего села связаны с определенными трудностями, для 35,6% — попросту невозможны. Объяснение здесь простое: стационарные магазины обычно есть в крупных селах, на центральных усадьбах сельхозпредприятий. Здесь проживает больше молодежи, здесь выше заработки и, соответственно, больше машин в личном пользовании и лучше организовано транспортное сообщение. Большая же часть вымирающих деревень — старики. И именно они в первую очередь остро нуждаются в услугах развозной торговли.

Магазин на колесах
Более двух третей опрошенных 67,8% утверждают, что лишены возможности пользоваться услугами развозной торговли. В их деревнях автолавок просто не бывает. Менее трети участников опроса (29,2%) подтвердили, что в их населенные пункты приезжают автолавки. При этом четверть участников опроса говорят, что автолавки к ним приезжают раз в неделю или реже. У половины из них (51,3%) автомобили развозной торговли бывают два раза, у каждого пятого (в среднем по 20,4%) — один или три и более раза в неделю. Таким образом, участники опроса подтверждают недостаточный уровень развития развозной торговли в стране — автолавки так и не стали пока привычным атрибутом сельской жизни.
Отметим также, что среди тех, кто имеет доступ к автолавкам, практически половина (41,5%) считают, что для удовлетворения потребностей жителей населенного пункта автолавка должна приезжать два раза в неделю. Каждый четвертый (25,4%) говорит о трех визитах в неделю, и лишь каждый десятый (11,6%) — об одном.
Интересно, что если работой стационарных магазинов удовлетворены 77,4% сельских жителей, то развозная торговля устраивает лишь 63,6% сельчан, чьи деревни посещают магазины на колесах.
Более того, купить в автолавках все необходимое могут только 54,7% сельчан. Каждый четвертый респондент (25,1%) иногда не может приобрести в автолавке товары, которые ему нужны, а каждый пятый (20,2%) часто вынужден оставаться без покупок. Это означает, что половина существующих на сегодняшний день автолавок отличается очень узким ассортиментом товаров или продуктами невысокого качества, не удовлетворяющего потребностей даже жителей глубинки.

Ассортимент самого необходимого
И ведь не авокадо с креветками ищут деревенские жители в автолавках! Как выяснили специалисты ИАЦ, чаще всего в автолавках сельчане приобретают продукты первой необходимости: хлеб и хлебобулочные изделия (65,5%), крупы, яйца и молочные продукты (в среднем по 46,7%), колбасные изделия, мясо и полуфабрикаты, птицу, рыбу, соль и сахар (по 36,4%). Алкоголь, сигареты и товары бытового назначения (мыло, шампуни, стиральные порошки и т.п.) покупают в среднем по 12,4% респондентов.
Но даже с таким набором товаров существующие сегодня автолавки справляются с трудом. Это подтверждают и выводы исследователей. Более половины тех, кто пользуется услугами автолавок, главным их недостатком назвали бедный ассортимент (60,9%). Почти половине (43,1%) пришлось столкнуться с фактами продажи товаров ненадлежащего качества. Более трети (35,8%) отмечают недостаточное количество продуктов, нерегулярный подвоз и высокие, по сравнению со стационарными магазинами, цены. Каждый четвертый (25%) недоволен тем, что продавцами не выдаются чеки, машинами не соблюдается график стоянки, а товар в большинстве случаев уже расфасован, что лишает покупателей возможности приобрести именно то количество, которое им необходимо.
Как отметил Виталий Дашкевич, нет ничего удивительного в том, что «при таком уровне сервиса даже названия компаний-владельцев этих автолавок, как показал опрос, смогли указать лишь 16% респондентов». То есть, по сути, жителям деревень все равно, кто им привозит товары сегодня. Зато им важно, кто будет заниматься развозной торговлей завтра! По словам заместителя директора ИАЦ, «подавляющее большинство позитивно отнесется к появлению в сельской местности крупных ритейлеров, таких как «Евроопт»».
Эта торговая сеть была упомянута не случайно. Выяснилось, что с ней знакомы почти все сельчане (93,8%). И не понаслышке — многие уже успели побывать в магазинах сети в тех городах, где они работают, и сами убедились в преимуществах торгового сервиса, предоставляемого «Еврооптом». Виталий Дашкевич отметил: «Неудивительно, что 83,7% из них хотели бы видеть в своем населенном пункте магазин или автолавку этого белорусского ритейлера». Причем это желание практически в равной степени характерно для всех респондентов, в чьих населенных пунктах нет стационарного магазина (84,4%); есть стационарный магазин (83,6%); не ведется развозная торговля (82,2%); ведется развозная торговля (88,5%).
Вот таким получается социальный заказ сельских жителей.

Противоречие, которого нет
Читатель, проникшийся обилием приведенных цифр, может воскликнуть: «Позвольте, но нет ли в исследовании ИАЦ противоречия? Если две трети сельчан удовлетворены работой местной торговли, то как получается ситуация, в которой подавляющее большинство жителей деревень ждут прихода на село крупных торговых сетей?».
Этот же вопрос задавался во время онлайна и Виталию Дашкевичу. И заместитель директора ИАЦ противоречия здесь не видит. Ведь базовые потребности сельчан в товарах первой необходимости существующая местная торговля в той или иной степени все же удовлетворяет. Но… «опыт, сын ошибок трудных» — в деревнях сегодня прекрасно осведомлены о том, какой уровень торгового сервиса создан в городах. И справедливо полагают, что достойны не меньшего.
Социологическое исследование, проведенное Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента, особенно интересно именно сделанными выводами. Ведь очевидно, что местная торговля с вызовами времени справиться не сумела. Отсутствие конкуренции, устаревшие формы и методы торговли, а как следствие — скудный ассортимент, недостаточное качество как товаров, так и сервиса, породили у людей ожидания, от которых они уже не откажутся. «Прошу прощения за обилие цифр, но они, на мой взгляд, наглядно иллюстрируют тот факт, что организация сельской торговли в стране нуждается в существенном совершенствовании», — сказал во время онлайн-конференции Виталий Дашкевич.
Местным органам власти в сельских регионах для создания полноценного торгового сервиса рано или поздно придется пойти по тому пути, который уже давно и успешно реализован в городах. И базовый принцип этого движения — честная конкуренция. Такова сегодня несложная формула социального заказа жителей белорусской деревни.

Максим НИКОЛАЕВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Страсти вокруг долгостроя в центре столицы не затихают. Вопрос о его судьбе – один из самых частых на всех прямых линиях, которые касаются возведения жилья. Ведь директор строившей «Грушевский посад» компании Илья Волох еще в 2019 году сбежал в Польшу, оставив в Минске сотни семей без денег и квартир. Сегодня мы рассказываем о том, как это повлияло на жизнь владельцев «квадратов» на бумаге» и самом вероятном решении проблемы «посада», которое их пугает.

 

 

 


По статистике, каждый второй брак в нашей стране распадается. Мы узнали у специалистов о самых распространенных и неожиданных причинах разводов, в каком возрасте чаще всего супруги решаются на этот шаг и можно ли сохранить семью, будучи на грани разрыва.

– В одном пакетике снюса никотина намного больше, чем в одной самой крепкой сигарете. В результате мы получаем зависимость еще страшнее, чем от обычной сигареты. В дополнение к этому в состав снюсов входят различные ароматизаторы. А под ними прячутся всевозможные щелочи, фенолы, продукты переработки мочевины и масса других ингредиентов.

В январе 2018 года в Беларуси выявлено 225 киберпреступлений, в январе текущего – 480.