Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Давайте обсудим
>>>



Жизнь без опасности

№5 от 31 января 2013 года

Выхожу один я на дорогу
Выхожу один я на дорогу

— А почему вы не пишете о так называемых стопменах, которые стоят на пешеходных переходах, жезлом и знаками махают? — тон беседы звонившего в редакцию был эмоционален. — Это же сплошная показуха и очковтирательство! Я-то не мог понять вначале, что за зомби стоят в жилетах вдоль дороги — в основном дамы бальзаковского возраста. Едешь на машине, а они стоят, стоят, стоят… А за то, что пытаются еще и детей выставить на дороги, вообще поубивал бы!Я попросила сбавить градус беседы и пообещала, что обязательно вернемся к этой теме.
Напомним, учителей обязали работать стопменами после гибели в ноябре прошлого года учащегося третьего класса минской школы № 23, который выбежал из-за припаркованного перед входом в школу автомобиля и попал под колеса «Порше Кайен». В отношении водителя было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека). Дело передано в суд.
После этой трагедии было решено, что сотрудники ГАИ, педагоги и родители объединят усилия по обеспечению безопасности детей — будут дежурить у пешеходных переходов и помогать переходить дорогу школьникам. Ранее такой эксперимент проводили некоторые учебные заведения страны и на основе их опыта разрабатывались методические рекомендации, которые и появились к сентябрю в школах.
По словам первого заместителя председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марии Киндиренко, на конец года у минских школ дежурило более 280 отрядов стопменов.
То, что учителя были не в восторге от новых возложенных на них обязанностей, лишний раз говорить не надо. Однако даже те, кто принял эту почетную миссию, возмущались и были крайне недовольны. Правда, выходили. Во многих школах педагогам помогали родители и старшеклассники.
«Стою у края дороги, наряженная в люминесцентный жилет, и чувствую себя крайне неловко, — делится впечатлениями знакомая молоденькая учительница. — Некоторые водители останавливаются, открывают окно и начинают шутки в мой адрес бросать: мол, сколько стоит провести время с такой милашкой? Я объясняю, что стою здесь в качестве стопмена. А они: «Нет, вы скорее стопвумен, а не стопмен». Им смешно, а мне неловко!»
В интернете разгорелись жаркие споры о целесообразности таких добровольных помощников на дороге.
«У меня есть знакомая учительница. Их обязали приходить в школу к 7 часам и «следить за дорогой». Можно пойти дальше и призвать, например, педиатров приходить пораньше и следить, а «безопасно ли идут» на прием к врачу дети? При этом разрешить прихватывать пациентов постарше — пусть тоже следят, нечего в очередях зря время терять! И еще можно продавцов магазинов игрушек к этому делу приобщить: часть пусть работает, а часть — идет на улицу и «следит за дорогой». А гаишники пусть ездят мимо и смотрят, все ли хорошо справляются с «возложенными обязанностями».       
Популярный гродненский сайт провел опрос на тему «Готовы ли вы добровольно стать «стопменом» в своем «спальном» районе?» (дежурства — час утром перед занятиями и час вечером — после школьных уроков). Большинство посетителей честно признались, что к такой общественной нагрузке относятся негативно. Некоторые из них вроде и согласны поработать стопменами, но чтобы им, как в Америке, за это что-то платили. 
Были и те, кто замечал, что добровольно выйти на такие дежурства могут только родители и родственники детей, которые пострадали в ДТП. «Неужели остальным нужно испытать подобные ощущения, чтобы не искать крайнего в неплохом начинании? Но если это поможет спасти хоть одного ребенка или просто заставит водителей обратить внимание на соблюдение ПДД — это уже хорошо! Главное, чтобы был толковый организатор этого мероприятия, а не просто тупое принуждение», — рассуждали они. 
«Для безопасности своего сына я и не это (постоять раз-два по пару часов в месяц) смогу сделать. И абсолютно БЕСПЛАТНО!» — написала чья-то мама.
А некоторые вопрошали: как совместить работу с такими ранними или поздними дежурствами? А если учесть, что у нас много неполных семей, то возникший вопрос покажется вполне закономерным. Раз наниматель вошел в положение, второй… А потом он прямо заявил: «Ты у меня кто — стопмен или бухгалтер?».
Правда, многие инспекторы ГАИ считают, что стопмены должны работать в часы-пик и на нерегулируемых пешеходных переходах вблизи учебных заведений. Все-таки безопасности не бывает много. И светофоры, которые многие считают достойной заменой стопмену, не всегда стопроцентная страховка от несчастного случая, аварий хватает и на переходах, оборудованных этими устройствами. Наш человек привык, что над ним должен стоять кто-то «с палкой» — в противном случае механизмы самодисциплины часто не включаются. Если никто не видит, значит, можно с чистой совестью нарушать правила… А утром, когда некоторые, особенно малолетние, пешеходы ползут как сонные мухи, такие «живые светофоры», приковывающие к себе внимание, стимулируют человека к исполнению ПДД.
Хотя, признаемся, для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию и свести к минимуму количество ДТП с участием детей, нужны другие, более действенные меры.
То, что сегодня практически все школы устанавливают ворота, шлагбаумы, обносят здание по периметру забором, правильно. Ведь те же ворота для детей — психологический барьер. Когда ребятишки выходят за забор, они вроде помнят о том, что через дорогу нужно переходить по правилам. Когда же они играют во дворе школы, то теряют бдительность и совершенно не задумываются о машинах. Так же произошло и с погибшим мальчиком: дети просто играли в догонялки возле школы, не предполагая о возможной опасности для себя.
Однако взрослые должны помнить, что дворовые территории, где тоже часто случаются ДТП с участием маленьких пешеходов, не обнесешь забором!  
Главное, воспитывать детей нужно на собственном примере. Родители, учителя — это несомненные авторитеты для ребенка. И если он видит, как мама, к примеру, «срезает углы» на пешеходном переходе или перебегает в неположенном месте, то как вам кажется: скопирует ли он такую модель поведения? Вопрос риторический. Воспитывать должны не только учителя и инспекторы ГАИ, а прежде всего — самые близкие и родные люди. Это их задача. Хотя мы, конечно, всегда поможем, подскажем, как сделать лучше и эффективнее.

 
Концепт Виртуальной Стены
Лично я сомневаюсь, что лет через десять кто-то вспомнит о существовании стопменов, они, скорее всего, станут анахронизмом. Уже изобретены технические новинки, которые вполне могут заменить этих добровольных помощников. Правда, стоят они недешево.
Дело в том, что один корейский дизайнер решил исправить ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями при помощи психологических методов, и предложил концепт лазерной Виртуальной Стены, которая заменяет светофор. Когда у обычного светофора должен загореться красный свет, система Виртуальная Стена активирует лазерную подсветку, и около стоп-линии прямо на проезжей части появляется изображение идущих пешеходов.
Излучатель имеет небольшую мощность, а значит, он не может причинить вреда ни автомобилю, ни человеку, поэтому проигнорировать запрещающий сигнал «виртуальной стены» так же просто, как и сигнал светофора. Однако изображение живых людей, пускай даже и схематическое, создает для водителя гораздо более прочный психологический барьер, который не позволяет ему двигаться дальше.
Идея концепта Виртуальной Стены имеет массу других несомненных достоинств. Так, дорожную разметку может замести снегом, светофор может скрыться за деревом или просто остаться незамеченным на фоне яркой мигающей рекламы. А лазерную картинку не заметить будет трудно. Кроме того, систему можно использовать для того, чтобы отслеживать нарушителей. Концепт был разработан еще в 2006 году, в последующие годы он неоднократно получал призы на дизайнерских конкурсах, а уже в этом году, как сообщается, виртуальные лазерные стены могут появиться в крупнейших городах мира.
Остается надеяться, что вскоре и у нас в Минске — хотя бы в качестве эксперимента — появится парочка таких суперсовременных пешеходных переходов.
…И еще один момент в разговоре о безопасности и культуре вождения. Признаемся, что у нас не только с правилами «напряженка», но и у некоторых водителей с психическим здоровьем — большие проблемы. Простой пример. Недалеко от моего дома имеется нерегулируемый пешеходный переход. Иду как-то вечером по нему — все машины остановились… Боковым зрением вижу: на джипе несется девушка, тормозить даже не пытается. Машина подпрыгивает на «лежачем полицейском», сигналит на всю улицу и несется дальше… Из окна машины замечаю фигуру из одного пальца, символизирующую презрение к пешеходу. Ну что говорить об умственном развитии такого водителя? Какой стопмен заставит ее соблюдать ПДД? Кто выдал ей права? Наверное, права выдали в «Орифлейме», как шутили в одной передаче. Поэтому вывод только один: давайте уважать друг друга! Особенно на дороге! Ведь цена нашему хамству и невежеству — человеческая жизнь.

Елена НИКОЛАЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О том, насколько привычными в повседневной жизни стали электроприборы, начинаешь понимать, когда они неожиданно ломаются. Благо, что купить, заменить, починить – это нынче не проблема. Проблема в том, что некоторые приборы, отжившие свой век, но спасенные руками умельцев, вместо свалки отправляются на дачи и начинают «новую жизнь».

Проблема детского травматизма, к сожалению, остается актуальной – ежегодно сотни детей гибнут в результате несчастных случаев

Не верится, что только несколько дней назад была зима и казалось, что весна в этом году не наступит.

Зима в этом году не раз удивляла своими капризами – то дождь, то снег, то плюсовая температура, а то вдруг землю прихватит легким морозцем. И вот как только ударили мало-мальские холода, по хрупкому льду рек и озер потянулись стаи рыбаков...

 

В газете

Политика Социум Культура Досуг Здоровье Это интересно Усадьба Репортаж "7 дней" Обратная связь Наука и образование На заметку потребителю Мы и мир Ваше право 7 вопросов, 7 ответов Спорт Персона Компетентно Актуально Тема номера Сотрудничество Грани Наследие Экономика Перспективы Цифры и факты На заметку Давайте разберемся! Запасное колесо Без каблуков Духовность Давайте обсудим Праздники Таланты Искусство Квартирный вопрос Жизнь без опасности Прямая линия Белорусская марка Справочник «7 дней» Криминал История и современность Победы Как это было Отцы и дети Проверено на себе Модницам Женский клуб Мы и время Общий дом Рекорды Память Форумы Традиции Рекламная игра Великие женщины Проекты Великие писатели Настроение недели Мир и мы Конкурсы Скорбим Репортер На слуху Даты Есть проблема Ракурс Гостиная «7 дней» Интересный собеседник Уроки потребления Онлайн конференция История одной фотографии Юбилеи Имя в истории Координаты чудес АполитичНО Подписка Взгляд Ловушка для... Молодежная орбита Фестивали Великие политики Великая Отечественная Стоит посмотреть Эксклюзив Катаклизмы Творить добро В центре внимания Хотите — верьте Рецепты Юмор Что бы это значило? Страницы истории Регион Не из вредности Домовой Теленеделя Опрос «7 дней» Увлечения Приколы недели Путешественник Растем вместе Имя на карте Имена ЧМ-2014 Рубежи 150 золотых маршрутов моей Беларуси Время выбрало нас Мозг в режиме off На грани Удивительное рядом Мастер-класс Человек и его дело Визиты Фотовернисаж Литературная страничка Человек на своем месте Выборы Викторина Портрет современника Я выбираю Беларусь Награды Культпоход Вёсачка Выгода есть Как заработать? Пять с плюсом Линия защиты Помним! Гордимся! Есть такая профессия Акцент Вопреки «7 дней» на родине известных земляков Вкусная дипломатия Правило глагола Минску — 950 лет Соцопрос Открытия Разумный подход Ужин с классиком Малая родина 100-летие БЕЛТА Комсомол – моя судьба